г. Иркутск |
|
29 августа 2013 г. |
Дело N А33-20404/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 29 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Воробьевой Н.М., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю - Зоркиной Ирины Владимировны (доверенность от 28.12.2012, служебное удостоверение); общества с ограниченной ответственностью "Элитжилстрой" Половинкина Алексея Владимировича (доверенность от 16.08.2013, паспорт) и Каджая Ольги Сергеевны (доверенность от 16.08.2013, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 апреля 2013 года по делу N А33-20404/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лесков Р.В.; суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Гурова Т.С., Споткай Л.Е.)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Элитжилстрой" (далее ООО "Элитжилстрой", ОГРН 1022401786110, место нахождения: г.Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с требованиями к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее Управление Росреестра, ОГРН 1022402980290, место нахождения: г.Красноярск), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее ФГУБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757, место нахождения: г.Красноярск) об установлении на 01.01.2011 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчётом об оценке N 10-зем/05/12 от 25.06.2012; установлении на 01.01.2011 удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка; определить датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости дату изготовления мотивированного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу; об обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечён Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены частично. Судом установлена кадастровая стоимость названного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 17 306 000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2011 в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 10-зем/05/12 от 25.06.2012, с определением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка. На ответчиков возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения о об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка. В удовлетворении оставшейся части иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 года решение суда от 2 апреля 2013 года оставлено без изменения.
Управление Росреестра и ФГУБУ "ФКП Росреестра" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят принятые судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных исковых требований, в удовлетворении иска отказать в полном объёме.
Управление Росреестра со ссылкой на нормы Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает на необоснованность выводов о том, что заявитель является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель; органом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
ФГУБУ "ФКП Росреестра" считает себя со ссылкой на статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ненадлежащим ответчиком по делу, указывая: на избрание истцом неверного способа защиты права; на неверный вывод судов о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. В кассационной жалобе содержится довод о представлении истцом ненадлежащего доказательства в подтверждении рыночной стоимости земельного участка, так как отчёт об определении рыночной стоимости подготовлен с нарушением статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отравлений.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Управления Росреестра подтвердила доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ООО "Элитжилстрой" просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения, указав на их законность, на участие ответчиков в процедуре определения кадастровой стоимости земельных участков, на не предоставление ответчиками доказательств, опровергающих установленную в отчёте рыночную стоимость земельного участка.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзыве на них, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационных жалоб и отсутствии оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, истец на основании договора аренды N 1416 от 11.08.2009, подписанного с Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Белинского, юго-восточнее сквера им. А.Дубенского, площадью 1254 кв. м, кадастровый номер 24:50:0000000:420, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях строительства общественно-коммерческого комплекса с картинной галерей и инженерным обеспечением.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт 15.05.2009. Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 97 436 988 рублей 88 копеек с удельным показателем кадастровой стоимости 7639 рублей 72 копейки за 1 кв. м.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость указанного земельного участка в сумме 92 462 291 рубля 18 копеек, с удельным показателем кадастровой стоимости 7249 рублей 67 копеек.
Согласно отчёту ООО "Альянс-Оценка" N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012 рыночная стоимость земельного участка по состоянию 01.01.2011 определена в размере 17 306 000 рублей.
К отчёту представлено экспертное заключение N 657/09/12 от 04.09.2012, подготовленное саморегулируемой организацией "Деловой Союз Оценщиков", согласно которому отчёт от 25.06.2012 N 10-зем/05/12 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой Союз Оценщиков".
Указывая, что кадастровая стоимость земельного участка должна соответствовать его рыночной стоимости, данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте, существенно расходятся с данными о рыночной стоимости земельного участка, что нарушает права истца как арендатора, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений статьи 65, пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011.
Третий арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит правильными выводы судов в связи со следующим.
Исходя из положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, истец, как арендатор земельного участка и плательщик арендной платы, для определения размера которой используется кадастровая стоимость земельного участка, вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства: отчёт N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012, экспертное заключение от 04.09.2012 N 657/09/12 на отчёт N 10-зем/05/12, суды пришли к обоснованному выводу о подтверждении истцом рыночной стоимости земельного участка в размере 17 306 000 рублей по состоянию на 01.01.2011.
Изложенные в кассационных жалобах доводы ответчиков заявлялись в суде апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены со ссылкой на статью 3, части 3, 4 статьи 16, статью 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; пункты 1, 4, 5.1.3, 5.1.4 положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"; пункты 7.1.20, 7.3.2 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.04.2010 N П/146.
В соответствии с названными нормами права орган кадастрового учёта вправе осуществить кадастровый учёт в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; в качестве основания к обязанию учёта изменений объекта недвижимости относится решение суда; установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учёта по внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта; осуществление государственного кадастрового учёта является одной из функций Росреестра; к полномочиям Управления Росреестра отнесено представление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами в соответствии с положениями процессуального законодательства оценен отчёт N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012, подтверждающий рыночную стоимость земельного участка. В связи с непредставлением ответчиками доказательств недостоверности величины или занижения рыночной стоимости объекта оценки, не заявления ходатайств о проведении иной оценки, суды обоснованно признали указанный отчёт достоверным доказательством.
При таких обстоятельствах, требования истца обоснованно удовлетворены и оснований для принятия решения об отказе в удовлетворении исковых требований не имеется.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 апреля 2013 года по делу N А33-20404/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.