г. Иркутск |
|
16 сентября 2013 г. |
N А69-3053/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Тыва, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Маады Л.К.-Б., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Монгуш А.Ю.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Тыва представителей: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский наркологический диспансер" Ооржак Аяны Петровны (доверенность от 10.09.2013 N 205); Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва Кол Сайзаны Рудольфовны (доверенность от 27.08.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканский наркологический диспансер" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 февраля 2013 года по делу N А69-3053/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чамзы-Ооржак А.Х, суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Колесникова Г.А., Морозова Н.А.),
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканский наркологический диспансер" (ОГРН 1021700516012, г. Кызыл) (далее - ГБУЗ "Реснаркодиспансер", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (ОГРН 1081719000406, г. Кызыл) (далее - Тывинское УФАС России, антимонопольный орган) от 12.12.2012 N А153-14.31/12 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 февраля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
ГБУЗ "Реснаркодиспансер" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности постановления Тывинского УФАС России, ссылаясь на недоказанность антимонопольным органом ущемления учреждением прав третьих лиц; а также на отсутствие вины учреждения в совершении административного правонарушения и принятие им всех зависящих мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства путем применения понижающего коэффициента и установления меньшей стоимости услуги.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Тыва.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления N N 08102-08104, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представитель ГБУЗ "Реснаркодиспансер" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Тывинского УФАС России считает судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, гражданин Мазуров А.В. 26.09.2011 обратился в Тывинское УФАС России с заявлением о проведении проверки обоснованности установления ГБУЗ "Реснаркодиспансер" размера платы за проведение медицинского осмотра на наличие алкоголя и наркотических веществ на право управления автотранспортом.
Решением Тывинского УФАС России от 22.02.2012 N 04-06-08/44-10-11 ГБУЗ "Реснаркодиспансер" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в ущемлении интересов третьих лиц путем завышения норм времени, необходимого для проведения медицинского осмотра кандидатов в водители и/или водителей транспортных средств, что влечет включение в расчет стоимости платной услуги по проведению такого осмотра необоснованных затрат на оплату труда работников, и в результате увеличения косвенных расходов учреждения.
Учреждение оспорило данное решение антимонопольного органа в Арбитражном суде Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 23 мая 2012 года по делу N А69-571/2012 заявление учреждения о признании незаконным и отмене решения и предписания Тывинского УФАС России от 22.02.2012 по делу N 04-06-08/44-10-11 удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 января 2013 года, решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 июня 2013 года N 7479/13 отказано в передаче дела N А69-571/2012 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2012 года и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 января 2013 года.
Антимонопольным органом по факту нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении учреждения составлен протокол от 21.11.2012 N 153-14.31/12 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением Тывинского УФАС России от 12.12.2012 N 153-14.31/11 ГБУЗ "Реснаркодиспансер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на учреждение наложен штраф в сумме 300 000 рублей.
Указанное обстоятельство явилось основанием для обращения ГБУЗ "Реснаркодиспансер" в Арбитражный суд Республики Тыва с названным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.
Факты наличия в действиях учреждения вменяемого состава правонарушения и соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании представленных доказательств, с учетом упомянутых судебных актов Третьего арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А69-571/2012, которыми подтверждены законность и обоснованность решения от 22.02.2012 N 04-06-08/44-10-11 антимонопольного органа.
При рассмотрении дела N А69-571/2012 судами установлено, что Тывинским УФАС России проведен анализ рынка услуг по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, по результатам которого за период 2011 года установлено доминирующее положение на указанном товарном рынке ГБУЗ "Реснаркодиспансер" с долей 100 процентов; в соответствии с прейскурантом цен ГБУЗ "Реснаркодиспансера" за проведение медицинского осмотра с забором биологических жидкостей для определения наличия алкоголя и наркотических веществ у физических лиц для выездной визы, на право управления автотранспортом, на право приобретения и хранение огнестрельного оружия, при устройстве на работу, поступлении в учебные заведения, установлена стоимость услуги в размере 570 рублей, которая складывается из зарплаты медицинского персонала, принимающего участие в оказании медицинской услуги, расходов на медикаменты, износа оборудования и накладных расходов, а также в результате применения понижающего коэффициента в размере 54 процента. Для расчета заработной платы персонала, принимающего участие в оказании медицинской услуги, использованы нормы времени, затрачиваемые на оказание 1 услуги для врачебного персонала в размере 30 минут, для среднего медперсонала в размере 28 минут. Суды пришли к выводу о том, что завышение норм времени, необходимого для оказания осмотра повлекло включение в расчет стоимости услуги необоснованных затрат на оплату труда работников.
Судами установлена неправомерность установления учреждением трудозатрат в размере 30 минут (против 10 минут по Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной Минсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007); а также установление коэффициента накладных расходов в размере 0,914 вместо 0,6.
В силу пункта 9 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27, цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2.1 Инструкции по расчету стоимости медицинских услуг (временной), утверждённой Минздравом Российской Федерации от 10.11.1999 за N 01-23/4-10, РАМН за N 01-02/41, которой ГБУЗ "Реснаркодиспансер" обязано было руководствоваться в части расчетов стоимости медицинских услуг, расчет стоимости услуг следует производить на основе фактических расходов учреждения (без расходов будущего периода), независимо от источника финансирования, с учетом кредиторской задолженности и с корректировкой их на индексы цен или в соответствии с курсом рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте.
Принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в пунктах 16, 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды установили, что ГБУЗ "Реснаркодиспансер" не представило доказательства, свидетельствующие о принятии им необходимых мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства, в частности, доказательства невозможности установления стоимости услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений судебных инстанций.
Доводы кассационной жалобы не могут быть учтены как не влияющие на правильность названных выводов судов первой и апелляционной инстанций и по существу направленные на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 февраля 2013 года по делу N А69-3053/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.