г. Иркутск |
|
29 октября 2013 г. |
N А78-3175/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Пущиной Л.Ю.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя прокуратуры Иркутской области Забродиной Юлии Борисовны (удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальник" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 августа 2013 года по делу N А78-3175/2013 (суд первой инстанции - Клишина Ю.Ю., Бочкарникова Л.В., Литвинцев А.Б.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальник" (далее - ООО "Коммунальник", общество, ОГРН 1087536002498, г. Чита) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - РСТ Забайкальского края, ОГРН 1087536008790, г. Чита) о признании недействующим приказа N 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Коммунальник" на 2013 год".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению общества, названный приказ не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основам ценообразования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), имеющим большую юридическую силу.
Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы заявителя кассационной жалобы.
В отзыве на кассационную жалобу РСТ Забайкальского края считает судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Другие лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом РСТ Забайкальского края от N 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Коммунальник" на 2013 год":
1. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде ООО "Коммунальник", согласно приложению N 1 к данному приказу,
2. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Коммунальник", согласно приложению N 2 к данному приказу.
3. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на услуги холодного водоснабжения, оказываемые ООО "Коммунальник" на территории муниципального района "Забайкальский район", согласно приложению N 3 к данному приказу.
4. Установлены и введены в действие с календарной разбивкой тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Коммунальник" на территории муниципального района "Забайкальский район", согласно приложению N 4 к данному приказу.
5. ООО "Коммунальник":
5.1 Применять при расчете с населением размеры платы граждан за коммунальные услуги, определенные с учетом нормативов потребления, установленных уполномоченным органом, с календарной разбивкой согласно приложению N 5 к данному приказу.
5.2 Довести до сведения потребителей установленные тарифы и размеры платы граждан за коммунальные услуги.
6. Признаны утратившими силу с 01.01.2013 приказы РСТ Забайкальского края от 23.11.2011 N 558 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Коммунальник" на 2012 год", от 02.04.2012 N100 "Об утверждении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде ООО "Коммунальник" от котельной "Госпиталь" в муниципальном образовании городское поселение "Борзинское" муниципального района "Борзинский район", от 02.04.2012 N 101 "О внесении изменений в приказ РСТ Забайкальского края от 12.11.2011 N 558", от 09.04.2012 N 105 "О внесении изменений в приказ РСТ Забайкальского края от 02.04.2012 N 100", от 05.10.2012 N 248 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Коммунальник" в муниципальном образовании городской округ "Город Петровск-Забайкальский" на 2012 год".
Названный приказ опубликован в газете "Азия - Экспресс" N 48/1 от 29.11.2012.
Считая, что данный приказ нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и не соответствует законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ООО "Коммунальник" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края N 570 от 19.11.2012 "Об утверждении тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО "Коммунальник" на 2013 год" соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебный акт не подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно частям 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в предмет исследования входит проверка оспариваемого акта или его отдельного положения на соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также - наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
В силу статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с одним из основных принципов, а именно обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 16 Основ при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов: на топливо; на покупаемую электрическую и тепловую энергию (мощность); на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы (пункт 19 Основ ценообразования).
Пункт 16 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, устанавливает, что регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней (пункт 17).
В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования, если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования.
Предшествующим периодом регулирования при проведении экспертизы тарифов на коммунальные услуги является 2011 год.
Выплата соответствующих средств производится из краевого бюджета.
Как установлено судом и следует из экспертных заключений, расчет транспортных расходов РСТ Забайкальского края произведен исходя из нормативного расхода топлива и его стоимости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 24, подпунктом 3 пункта 36 Основ стоимость горюче-смазочных материалов принята на уровне, сложившемся в среднем по Забайкальскому краю на момент проведения экспертизы по данным ОАО "Нефтемаркет" с учетом прогнозного роста 104,9 %.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в заявке общества представлены регистры бухгалтерского учета по учету горюче-смазочных материалов, в которых ведется учет, и топлива, и смазочных материалов.
Суд, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что выделение из указанных материалов расходов на топливо и расходов на покупку смазочных материалов невозможно в связи с отсутствием раздельного учета. Кроме того, суд обоснованно указал на то, что первичная документация, подтверждающая стоимость горюче-смазочных материалов, также в РСТ Забайкальского края обществом не представлена.
Цена топлива, учтенная при формировании тарифов, больше цены, сложившейся в среднем по краю.
Сумма затрат, заложенная в тарифах на 2013 год, на 20,0% превышает сумму фактических расходов по статье за 2011 год, что подтверждается представленными таблицами, тогда как, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации уровень инфляции в 2012 году составил 3%, в 2013 году -4,9%, за период 2012-2013 -7,9%.
Расчет затрат на оплату труда РСТ Забайкальского края произведен исходя из ставки первого разряда, принятой в предшествующем периоде регулирования с учетом индекса потребительских цен 107,1 %.
Согласно отчетам органов местного самоуправления в 2012 году в соответствии с распоряжением правительства Забайкальского края от 19 июня 2012 N 267 "О распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края на компенсацию дополнительных расходов организаций коммунального комплекса, работающих на муниципальном имуществе, полученных в результате превышения фактических расходов над плановыми, учтенных при расчете тарифов РСТ Забайкальского края, вызванных ростом стоимости топлива (с учетом доставки), а также превышения расхода топлива (угля) в результате износа котельного оборудования, для погашения задолженности за поставленный уголь и создания запаса топлива" из бюджета края выделены и направлены на ООО "Коммунальник" средства на создание запасов твердого топлива.
На основании пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В случае если по итогам расчетного периода регулирования выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При проведении экспертизы экономической обоснованности тарифов на 2013 год в состав необходимой валовой выручки не включены расходы, финансирование которых осуществляется не за счет средств, полученных от конечных потребителей, то есть предусмотренное финансирование фактических расходов, понесенных ООО "Коммунальник", в том числе затрат на топливо, покрывает указанные расходы в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что приказ N 570 от 19.11.2012 принят в соответствии с действующим законодательством.
Иные доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств, не влияют на правильность принятого судебного акта по существу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушения либо неправильного применения по данному делу норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного акта, который в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 августа 2013 года по делу N А78-3175/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.