г. Иркутск |
|
18 ноября 2013 г. |
N А58-871/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Некрасовой Н.В., Уманя И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степаненко Р.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Сенко Валентины Борисовны (паспорт), ее представителя - Юшковой Тамары Семеновны (доверенность от 31.01.2013, паспорт); представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) - Шефер Елены Анатольевны (доверенность N 114 от 06.06.2013, паспорт),
рассмотрев кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Сенко Валентины Борисовны на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2013 года по делу N А58-871/2013 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Бушуева Е.М., Клочкова Н.В.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1091435008500, ИНН 1435220042, г. Якутск, далее - ТУ Росимущество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющему статус индивидуального предпринимателя, Сенко Валентине Борисовне (ОГРНИП31143501300029, ИНН 143501963609, далее - индивидуальный предприниматель Сенко В.Б., ответчик) о расторжении государственного контракта на выполнение кадастровых работ, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации или в отношении которых право собственности Российской Федерации возникает в силу закона от 19.12.2012 N 03-121 (далее - контракт).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2013 года по делу N А58-871/2013 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18 июля 2013 года решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2013 года по делу N А58-871/2013 отменено, иск удовлетворен в полном объеме.
Индивидуальный предприниматель Сенко В.Б. обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает необоснованным вывод суда апелляционной инстанции о правомерности установления срока выполнения работ по государственному контракту продолжительностью в один день; суд апелляционной инстанции не учел, что исходные данные переданы истцом ответчику 19.12.2012, нарушение прав и законных интересов ответчика установлением соответствующего срока исполнения контракта подтверждено Прокуратурой Республики Саха (Якутия); суд апелляционной инстанции не дал оценки недобросовестности со стороны ТУ Росимущество.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущество заявило о своем согласии с обжалуемым судебным актом.
Определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2013 года в соответствии со статьёй 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено проведение судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Сенко В.Б. и ее представитель подтвердили доводы кассационной жалобы.
Представитель ТУ Росимущество поддержал выводы суда апелляционной инстанции, считая обжалуемый судебный акт законным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на неё, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения и оценки котировочных заявок (протокол N 1 от 7.12.2012) между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) 19.12.2012 заключен государственный контракт N 03-121, по условиям которого ответчик обязуется выполнить по заданию истца кадастровые работы и работы по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации, или в отношении которых в силу закона возникает право собственности Российской Федерации (ориентировочная площадь четырех земельных участков, указанных в Техническом задании, составляет соответственно не менее 30 000 км.м., 30 000 кв.м., 145 000 кв.м., 1677 кв.м.) и сдать их результаты истцу, а истец обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями настоящего государственного контракта.
Согласно пункту 1.2 контракта срок выполнения работ установлен до 20.12.2012.
В соответствии с пунктом 1.4 контракта результатом кадастровых работ является межевой план земельного участка, работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков по каждому земельному участку является кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости в двух экземплярах).
В разделе 2 контракта определена цена контракта 200 000 рублей, которая включает в себя все расходы, в том числе расходы, связанные со сбором сведений о земельных участках, затраты на доставку, хранение, страхование, уплату налогов и другие обязательные платежи. Оплата цены контракта осуществляется в следующем порядке: первый платеж (аванс) в размере 30 % от цены контракта - в течение 5 банковских дней с момента подписания контракта; остальная сумма - в течение 10 банковских дней с момента подписания сторонами актов сдачи-приемки выполненных работ и предоставления необходимых документов, предусмотренных пунктом 1.4 контракта.
Согласно пункту 6.1 контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения сторонами своих обязательств в полном объеме.
19.12.2012 ответчик обращался к истцу с заявлением об увеличении срока выполнения работ до 15.02.2013. 11.01.2013 ответчик обратился к истцу за выплатой аванса в размере 60 000 рублей
Претензией исх. N 02-152 от 17.01.2013 истец направил ответчику соглашение о расторжении государственного контракта.
В ответе исх. N 3 от 21.01.2013 на претензию ответчик отказался от подписания соглашения о расторжении контракта и предложил оплатить аванс в размере 60 000 рублей. Письмом исх. N 4 от 21.01.2013 ответчик уведомил истца о предоставлении документов, необходимых для проведения государственного кадастрового учета.
Письмом исх. N 5 от 07.02.2013 ответчик уведомил истца об окончании работ по одному из участков и о необходимости принятия указанных работ и оплате.
В связи с невыполнением ответчиком работ в установленный срок истец 18.02.2013 обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в иске, исходя из того, что отсутствуют основания для признания нарушений контракта со стороны ответчика существенными при установлении в нарушение действующего законодательства заведомо невыполнимого срока выполнения работ по контракту в один день.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта является срок выполнения работ, ответчик действовал недобросовестно и должен был знать обо всех неблагоприятных последствиях в случае неисполнения условий контакта, поскольку условия контракта выполнены ответчиком не были, а досудебный порядок истцом соблюден, то договор подлежит расторжению в связи с существенным нарушением договора. В части вывода суда первой инстанции об установлении истцом заведомо невыполнимого срока выполнения работ по контракту в один день суд апелляционной инстанции указал, что установление срока постановки на кадастровый учет объекта недвижимости "не более чем двадцать рабочих дней" не свидетельствуют о невозможности согласования срока, который меньше указанного.
Проверив законность судебного акта суда апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает постановление суда апелляционной инстанции подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, предметом контракта являются кадастровые работы и работы по постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков ориентировочной площадью не менее 30 000 км.м., 30 000 кв.м., 145 000 кв.м., 1677 кв.м. Срок выполнения указанных работ определен контрактом в один день.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции на момент заключения контракта) результатом кадастровых работ при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков является межевой план.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Пунктом 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Во исполнение указанной нормы приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 утверждены Требования к подготовке межевого плана. Согласно пункту 22 указанных Требований межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории).
Таким образом, подготовка межевого плана (результат кадастровых работ) невозможна без получения сведений государственного кадастра недвижимости в виде кадастровой выписки или кадастрового плана территории. В соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий составляет не более пятнадцати рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
Формирование земельных участков, занимаемых корпусными объектами (зданиями и сооружениями), и постановка их на кадастровый учет (земельный участок по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского 16/1) должны осуществляться в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 7 указанной статьи, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. То есть, выполнение работ по контракту должно было сопровождаться подготовкой и утверждением схемы расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.
Таким образом, в ходе выполнения работ, предусмотренных контрактом, подрядчику только на получение информации из государственного кадастра недвижимости, на утверждение схемы размещения земельного участка и постановку на учет земельных участков, то есть на совершение действий, осуществляемых соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления в сроки, установленные указанными нормативными правовыми актами, потребовалось бы в сумме: до 15 рабочих дней на получение из органа кадастрового учета кадастрового плана территории; до 30 календарных дней на утверждение схемы расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; до 20 рабочих дней на постановку на кадастровый учет сформированного земельного участка органом кадастрового учета.
С учетом вышеизложенного, установление в контракте срока выполнения кадастровых работ и работ по постановке на государственный кадастровый учет четырех земельных участков в один день свидетельствует о недобросовестном осуществлении гражданских прав со стороны истца и делает выполнение этих работ заведомо невыполнимым в установленный срок для лиц, не имеющих заранее полученных сведений о подлежащих формированию земельных участках, и объектах, расположенных на таких участках.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что установление срока в нормативном акте с формулировкой "не более_ " не свидетельствуют о невозможности согласования срока, который меньше указанного является ошибочным, так как указанные выше нормативные правовые акты не предусматривают способов ускорения соответствующих процедур, а совершение соответствующих действий в максимальный срок не может быть обжаловано или оспорено заявителем (подрядчиком).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об установлении в контракте заведомо невыполнимого срока исполнения обязательств по контракту в один день является правильным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания нарушений контракта со стороны ответчика существенными при установлении в нарушение действующего законодательства заведомо невыполнимого срока выполнения работ по контракту в один день.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что в критерии оценки заявок должен быть включен срок выполнения работ, не соответствует установленных обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права. Согласно статье 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Согласно Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 7.12.2012 N 1 победителем, представившим наименьшую цену, является индивидуальный предприниматель Сенко В.Б.
Кроме того, принимая во внимание, что истец обладает статусом муниципального заказчика в силу положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, установленные по делу конкретные обстоятельства, свидетельствуют о недобросовестности истца при установлении заведомо невыполнимого срока исполнения обязательств по контракту в один день и злоупотреблении им правом на судебную защиту. Не подлежат судебной защите права лица, допустившего осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признает выводы суда первой инстанции, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, основанными на правильном применении норм материального права, тогда как противоположные выводы суда апелляционной инстанции таким требованиям не соответствуют, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда с оставлением в силе решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на основании пункта 5 части 1 статьи 287 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2013 года по делу N А58-871/20133 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2013 года по делу N А58-871/2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.Н. Бандуров |
Судьи |
Н.В. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.