г. Иркутск |
|
12 декабря 2013 г. |
N А10-284/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Республики Бурятия Харитоновой Елены Владимировны (доверенность от 29.12.2012 N 01-01-12/39),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Республиканского агентства по физической культуре и спорту на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 июня 2013 года по делу N А10-284/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кушнарева Н.П., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
Республиканское агентство по физической культуре и спорту (далее - Агентство, ОГРН 1020300976508, г. Улан-Удэ) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Министерству финансов Республики Бурятия (далее - Министерство, ОГРН 1020300967257, г. Улан-Удэ) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания в части подпунктов 1.1 - 1.6 мотивировочной части (страницы 2-5 предписания) и пункта 2 предписания (страница 6 Предписания).
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Республики Бурятия "Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" (далее - школа или РСДЮСШОР) и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 июня 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2013 года решение суда от 6 июня 2013 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Агентство обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильным применением норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение.
Представитель Министерства считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Агентство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами двух инстанций норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства образования Бурятской АССР от 18.09.1991 N 275 создано государственное учреждение дополнительного образования "Республиканский центр физической культуры и спорта Министерства образования и науки Республики Бурятия".
Приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 24.03.2005 N 112 Центр переименован в государственное учреждение дополнительного образования детей "Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа".
Приказом Министерства образования и науки Республики Бурятия от 03.11.2006 N 1198 Школа переименована в государственное учреждение дополнительного образования детей "Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва".
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.01.2011 N 15 школа передана из ведения Министерства образования и науки Республики Бурятия в ведение Республиканского агентства по физической культуре и спорту.
На основании постановления Правительства Республики Бурятия от 23.03.2012 N 145 с 01.04.2012 путем изменения типа существующего государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей спортивной направленности "Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва" создано автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Республики Бурятия "Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва". От имени Республики Бурятия полномочия учредителя школы осуществляет Республиканское агентство по физической культуре и спорту.
30.03.2012 Агентством и школой заключено Соглашение N С-151/04-2012 о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг, согласно пункту 2.1.1 которого Агентство как учредитель обязалось предоставлять в 2012 году школе субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за школой.
14.02.2011 за Республикой Бурятия зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства, площадью застройки 824,5 кв. м, степенью готовности 53%, литер У, У1, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, пос. Верхняя Березовка 7 "б".
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 23.03.2011 N 162 за школой на праве оперативного управления закреплены объекты лагеря "Зорька", в том числе объект незавершенного строительства, степенью готовности 53%. Литер У.У1, расположенный в г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка 7 б. В тот же день подписан передаточный акт на данное имущество.
На основании акта от Министерства образования и науки в ведение Республиканского агентства по физической культуре и спорту переданы основные средства и материальные запасы по состоянию на 01.04.2011, в том числе 15 объектов недвижимости лагеря "Зорька" и 1 объект незавершенного строительства - столовая литер У, У1, находящиеся по адресу: г. Улан-Удэ, пос. Верхняя Березовка 7 "б", а также скважина балансовой стоимостью 50 000 рублей.
Объект незавершенного строительства поставлен на счет бюджетного учета 106.01.
В период с 03 по 17 октября 2012 года ревизионной группой Комитета финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Бурятия проведена проверка соблюдения Агентством бюджетного законодательства при строительстве столовой в лагере "Зорька".
По результатам проверки 17.10.2012 составлен акт.
В период с 03 по 16 октября 2012 года ревизионной группой Комитета финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Бурятия проведена встречная проверка школы по вопросу законности расходования бюджетных средств на строительство названной столовой, по результатам которой 16.10.2012 составлен акт.
Названными актами установлено нецелевое использование бюджетных средств в размере 3 473 026, 21 рублей, в том числе в 2011 году - 596 226,21 рублей и в 2012 году - 2 876 800 рублей.
В 2011 году школой заключены договоры на выполнение работ на незавершенной строительством столовой в лагере "Зорька" на общую сумму 596 226,21 рублей. Оплата выполненных работ произведена по коду 225 КОСГУ "Работы, услуги по содержанию имущества", вместо кода 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств", что является нарушением требований статьи 38 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку фактически работы, произведенные в столовой, относятся к понятию "строительство".
В 2012 году школой заключены договоры на выполнение работ на незавершенной строительством столовой на общую сумму 1 001 800 рублей и текущий ремонт водоснабжения на сумму 1 875 000 рублей.
Оплата выполненных работ произведена с нарушением статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 2.1.1 Соглашения от 30 марта 2012 года между Агентством и школой о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг, поскольку выполненные работы относятся к понятию "строительство".
16.11.2012 Агентству выдано предписание N 32 об устранении нарушений бюджетного законодательства, согласно которому предписано принять меры в отношении подведомственного РСДЮСШОР по устранению и недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства; в месячный срок представить в Министерство финансов Республики Бурятия предложения о сокращении расходов по фактам нецелевого использования бюджетных средств в размере 3 473 026, 21 рублей в разрезе кодов бюджетной классификации с указанием раздела, подраздела ведомственной классификации расходов, целевых статей, видов расходов, КОСГУ расходов республиканского бюджета на текущий финансовый год.
Агентство, полагая, что данное предписание в части подпунктов 1.1 - 1.6 мотивировочной части и пункта 2 предписания не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности и обоснованности предписания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.
Согласно положениям статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Судами двух инстанций установлено и следует из оспариваемого предписания, что Агентство является учредителем школы. На праве оперативного управления школы находятся здания и сооружения, расположенные в местности "Верхняя Березовка" на территории спортивно-оздоровительного лагеря "Зорька".
17.09.2008 филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Бурятия на незавершенный строительством объект, готовностью 53% - здание столовой, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка 7 "б", инвентарный номер 117, литеры У, У1, выдан технический паспорт.
20.11.2008 выдан кадастровый паспорт на указанный объект незавершенного строительства.
13.01.2010 автономным учреждением "Гостехинвентаризация - Республиканское БТИ" выдан технический паспорт на здание столовой с комнатами для проживания, 2008 года постройки, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, Верхняя Березовка 7 "б", инвентарный номер 117, литеры У, У1, У2, У3.
14.02.2011 право собственности на указанный объект незавершенного строительства зарегистрировано за Республикой Бурятия.
26.10.2011 на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 23.03.2011 N 162 и передаточного акта от 23.03.2011 N 473 за школой зарегистрировано право оперативного управления на объект незавершенного строительства, площадью застройки 824,5 кв. м степенью готовности 53%, литеры: У, У1, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, пос. Верхняя Березовка 7 б.
11.04.2011 школой и ООО "Стройком" заключен договор подряда на текущий ремонт лестничного марша здания в лагере "Зорька". По условиям договора ООО "Стройком" обязалось выполнить текущий ремонт лестничного марша, а школа оплатить выполненные работы на сумму 99 226 рублей.
20.04.2011 выполненные работы приняты школой и произведена оплата подрядчику указанной суммы. Из акта приемки выполненных работ следует, что подрядчик произвел устройство дощатых покрытий, устройство покрытий из брусков, произвел устройство лестниц внутриквартирных, а также окраску стен и потолков.
17.05.2011 между школой и ООО "Строй-Трейд" заключен договор подряда на текущий ремонт помещений столовой в лагере "Зорька". По условиям договора ООО "Строй-Трейд" обязалось выполнить ремонтные работы, а школа оплатить их на сумму 497 000 рублей.
23.05.2011 выполненные работы приняты школой и произведена оплата подрядчику указанной суммы. Из акта приемки выполненных работ следует, что подрядчик произвел кладку стен наружных простых из кирпича, кладку отдельных участков внутренних стен из кирпича, пробивку проемов, устройство перегородок, оштукатуривание, шпатлевку, разборку трубопроводов из водогазопроводных труб, прокладку трубопроводов, водоснабжения, прокладку трубопроводов канализации, установку смесителей, прокладку воздуховодов, установку решеток жалюзийных.
24.05.2012 между школой и ООО "Спецтехника" заключен договор подряда на текущий ремонт системы отопления здания в лагере "Зорька". По условиям договора ООО "Спецтехника" обязалось выполнить ремонтные работы, а школа оплатить их на сумму 695 000 рублей.
05.06.2012 выполненные работы приняты школой и произведена оплата подрядчику указанной суммы. Из акта приемки выполненных работ следует, что подрядчик произвел прокладку трубопроводов отопления, установку воздухосборников, установку радиаторов отопительных и гидравлические испытания трубопроводов системы отопления.
21.06.2012 между школой и ИП Манукян Г.А. заключен договор подряда на текущий ремонт подвального помещения в здании в лагере "Зорька". По условиям договора ООО "Спецтехника" обязалось выполнить ремонтные работы, а школа оплатить их на сумму 97 300 рублей.
03.07.2012 выполненные работы приняты школой и произведена оплата подрядчику указанной суммы. Из акта приемки выполненных работ следует, что подрядчик произвел устройство подстилающих слоев, устройство бетонных полов, установку оконных блоков, шпаклевку поверхностей, установку дверей.
21.06.2012 между школой и ИП Манукян Г.А. заключен договор подряда на текущий ремонт кровли здания в лагере "Зорька". По условиям договора ООО "Спецтехника" обязалось выполнить ремонтные работы, а школа оплатить их на сумму 209 500 рублей.
03.07.2012 выполненные работы приняты школой и произведена оплата подрядчику указанной суммы. Из акта приемки выполненных работ следует, что подрядчик произвел смену существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых материалов, смену обделок из листовой стали, смену колпаков на вентиляционных трубах, ремонт кирпичной кладки стен в отдельных местах, ремонт штукатурки наружных столбов, вентиляционных тумб.
Произведенные работы Министерство с учетом мнения главного специалиста отдела по надзору за строительством по Республике Бурятия Госстройнадзора Республики Бурятия Зундуевой А.Ю. квалифицированы как строительство.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 190н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2011 год, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 N 180н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2012 год.
Данные указания содержат Классификацию операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).
В соответствии с подстатьей 225 КОСГУ на нее относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта) обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования, в том числе на: ремонт (текущий и капитальный) и реставрацию нефинансовых активов:
- устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
- поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и т.п.) на изначально предусмотренном уровне.
Суды двух инстанций, установив, что здание столовой в эксплуатацию введено не было, по назначению не использовалось, пришли к правильному выводу о том, что оплата выполненных на нем работ в 2011-2012 годах за счет подстатьи 225 КОСГУ и средств выделенных из бюджета в качестве субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества по соглашению от 30 марта 2012 года, произведена быть не могла. Факт того, что объект не используется по назначению, отсутствуют разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не отрицается заявителем и представителем школы.
На статью 310 КОСГУ (в 2011 году) относились расходы по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе: - жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений.
На статью 310 КОСГУ (в 2012 году) относились расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе: - жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений.
Правильными являются и выводы судов о том, что школой в 2011-2012 годах осуществлялось фактическое строительство здания столовой в лагере "Зорька", поэтому оплата строительных работ должна была осуществляться за счет средств выделяемых на строительство как увеличение основных средств.
Однако оплата выполненных работ на объекте незавершенного строительства в 2011 и 2012 годах в размере 1 598 026,21 рублей произведена школой за счет средств подстатьи 225 КОСГУ - "Работы, услуги по содержанию имущества", а также за счет средств, выделенных школе на основании договора от 30.03.2012 с целью возмещения нормативных затрат на содержание недвижимого имущества, что указывает на нецелевое использование бюджетных средств и нарушение требований статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности нецелевого использования Агентством бюджетных средств в размере 1 598 026, 21 рублей по подстатье КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".
Также является правильным и вывод судов о том, что за счет бюджетных средств в виде субсидии, выделенных школе на содержание недвижимого имущества, произведено финансирование строительства здания насосной и водопровода.
Как следует из материалов дела, 10.07.2012 школа и ООО "Бурятжилстрой" заключили договор подряда на текущий ремонт водоснабжения в лагере "Зорька", по условиям которого ООО "Бурятжилстрой" обязалось выполнить ремонтные работы, а школа оплатить их на сумму 1 875 000 рублей.
04.08.2012 выполненные работы приняты школой и произведена оплата подрядчику указанной суммы. Из акта приемки выполненных работ следует, что подрядчик произвел земляные работы, установил трубопроводы и арматуру, смонтировал водопроводный колодец, установил насосы, произвел монтаж электрооборудования и его заземление, выполнил пусконаладочные работы, смонтировал кабели и КИП оборудование.
Доказательств о том, что здание насосной и сооружение водопровода были возведены в установленном порядке до 10.07.2012 (до заключения договора подряда) и школой осуществлялся их ремонт, в материалы дела не представлено, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств пришли к правильному выводу о том, что выполненные подрядчиками работы не относятся к работам по капитальному ремонту, оплата которых подлежит отнесению на подстатью КОСГУ 225.
На основании изложенного, суд первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному и обоснованному выводу о том, что предписание в оспариваемой части является законным и обоснованным, соответствующим требованиям статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 июня 2013 года по делу N А10-284/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ю. Пущина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.