г. Иркутск |
|
24 сентября 2014 г. |
N А78-939/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Шелега Д.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 марта 2014 года по делу N А78-939/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН: 1047550031242; место нахождения: город Чита; далее - общество, ОАО "ТГК 14") обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН: 1047550034509; место нахождения: город Чита; далее - Управление Росреестра по Забайкальскому краю), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757; место нахождения: город Москва; далее также - Кадастровая палата) о признании недействительным акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 75:32:030846:7 в части определения кадастровой стоимости участка в размере 33 640 294,38 рублей и значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 829,13 руб/м2, утвержденного Управлением Росреестра по Забайкальскому краю 19.01.2012; обязании Федеральной кадастровой палаты исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 75:32:030846:7 в размере 33 640 294,38 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6 829,13 руб/м2; обязании Федеральной кадастровой палаты внести в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:030846:7 в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости в размере 8 474 099,28 рублей и об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 720, 28 руб/м2.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 марта 2014 года по делу N А78-939/2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не дана надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела доказательствам.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 04041, 04042, 04044; информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 15.08.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, постановлением главы администрации города Читы от 04.03.2003 N 271 открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Читаэнерго" из земель поселений передан в аренду сроком на 4 года для обслуживания и использования объектов недвижимости (административное здание, мастерская, гараж) земельный участок с кадастровым номером 75:32:030846:7, расположенный по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23.
На основании распоряжения департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН: 1087536008801; место нахождения: город Чита; далее - департамент) от 13.07.2009 N 2080/р земельный участок с кадастровым номером 75:32:030846:7, расположенный по адресу: Забайкальский край, ул. Профсоюзная, д. 23, предоставлен в аренду обществу для обслуживания и использования объектов недвижимости (административного здания, мастерской, гаража).
10.03.2011 ОАО "ТГК N 14" обратилось с заявлением в Кадастровую палату об отнесении спорного земельного участка к группе 9 видов разрешенного использования и об изменении кадастровой стоимости по указанному земельному участку со ссылкой на судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А78-9019/2009.
Решением Кадастровой палаты от 28.03.2011 N 7532/11-648 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 75:32:030846:7 путем внесения изменений в кадастровые сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка за период с 01.01.2009 по 11.03.2011 с применением удельного показателя кадастровой стоимости, равного 1 720,28 руб./кв.м. был изменен вид разрешенного использования земельного участка с 7 группы на 9 группу, что повлекло уменьшение размера его кадастровой стоимости с 33 640 294,38 рублей до 8 474 099,28 рублей.
Названное решение Кадастровой палаты было признано незаконным решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 мая 2012 года по делу N А78-9433/2011, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций.
05.12.2011 департамент распоряжением N 5992/р изменил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:030846:7 площадью 4926 кв.м. с вида разрешенного использования "размещение производственных и административных зданий" на вид "для обслуживания и использования объектов недвижимости (административное здание, мастерская, гараж)".
В соответствии с решением Кадастровой палаты от 21.12.2011 N 75/11-7341 и протоколом проверки документов от 21.12.2011 утвержден акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 19.01.2012, которым изменены кадастровые сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:030846:7, в части значения удельного показателя кадастровой стоимости земель и значения кадастровой стоимости.
Площадь земельного участка: 4926 кв. м, кадастровая стоимость: 33 640 294,38 руб., удельный показатель кадастровой стоимости: 6829,13 руб./кв. м.
Общество, полагая, что акт определения кадастровой стоимости земельных участков от 19.01.2012, которым изменены кадастровые сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:030846:7, в части значения удельного показателя кадастровой стоимости земель и значения кадастровой стоимости, не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, содержащим вышеуказанные требования.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого акта законодательству и отсутствия нарушений прав и законных интересов общества.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.
Положениями статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов.
На основании части 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
Правилами установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно пунктам 4 и 9 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
При проверке доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что доводы общества, обратившегося в суд с соответствующим заявлением, по сути, направлены на оспаривание определения вида разрешенного использования земельного участка N 75:32:030846:7.
Вместе с тем, как указано судом апелляционной инстанции, обстоятельства отнесения названного земельного участка к соответствующей группе разрешенного использования являлись предметом рассмотрения в рамках дела N А78-5616/2012, следовательно, не подлежат установлению в рамках рассмотрения настоящего дела.
Соответственно, при расчете кадастровой стоимости земельного участка N 75:32:030846:7 удельный показатель кадастровой стоимости в размере 6829,13 руб./м2 использован обоснованно, что соответствует нормам постановления Правительства Забайкальского края от 16.12.2008 N 116.
При таких обстоятельствах, выводы судов о соответствии оспариваемого отказа нормам законодательства и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности являются верными.
В связи с этим, основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 марта 2014 года по делу N А78-939/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 3 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 названного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 сентября 2014 г. N Ф02-4159/14 по делу N А78-939/2014