г. Иркутск |
|
24 января 2014 г. |
N А19-6175/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" - Хоботовой Виктории Анатольевны (доверенность от 17.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2013 года по делу N А19-6175/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Никифорюк Е.О., Ячменёв Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" (г. Братск, ОГРН: 1033800917270, далее - ООО "БЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам) от 19.02.2013 N 79-37-402/13 в установлении тарифов на теплоноситель.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2013 года решение суда от 17 июля 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "БЭК" ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неприменением судами постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "БЭК" поддержала доводы кассационной жалобы.
Служба по тарифам Иркутской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N 06006, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 20.12.2013), своего представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия её представителя.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено материалами дела и судами, 29.01.2013 ООО "БЭК", как лицо обеспечивающее теплоснабжение потребителей от котельной 45-го квартала в Правобережном округе г. Братска, обратилось в Службу по тарифам Иркутской области с заявлением N 06/189 (входящий N 79-19-311/13 от 30.01.2013) об установлении тарифа на теплоноситель, поставляемый потребителям, на 2013 год.
Письмом от 06.02.2013 N 10/63 в адрес Службы по тарифам был дополнительно представлен расчет затрат на производство подпиточной воды, отпускаемой от котельных общества, в 2013 году.
Служба по тарифам письмом от 19.02.2013 N 79-37-402/13 отказала обществу в установлении тарифов на теплоноситель, мотивировав отказ тем, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - постановление N 1075) решения об установлении указанных тарифов на 2013 год принимаются органами регулирования в течение одного месяца со дня вступления в силу методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, разработанных ФСТ России; поскольку до настоящего времени данные методические указания не приняты, установление тарифов на теплоноситель невозможно.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций правомерно признали отсутствующей совокупность условий, необходимых для признания незаконным отказа Службы по тарифам от 19.02.103.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В рассматриваемые по делу правоотношения стороны вступили в январе- феврале 2013 года.
Общество просило установить тарифы на теплоноситель, поставляемый потребителям в 2013 году.
Названный тариф подлежит государственному регулированию, что следует из статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Статьей 8 Закона о теплоснабжении установлен перечень цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, в числе которых тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (пункт 5 части 1 данной статьи).
На основании пункта 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с Положением о службе по тарифам Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп, служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Иркутской области, в том числе в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию (п. 2). Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актами и нормативно-методическими документами федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, Уставом Иркутской области, законами Иркутской области, иными правовыми актами, а также настоящим Положением (п. 3).
В рассматриваемый период (январь-февраль 2013 года) Служба по тарифам не имела правовых оснований для утверждения обществу тарифов, что и было доказано ею в порядке части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С 06.11.2012 к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, применяется постановление N 1075.
Подпунктом "б" пункта 5 данного постановления установлено, что решения об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии, а также платы за подключение к системе теплоснабжения на 2013 год принимаются органами регулирования в течение одного месяца со дня вступления в силу методических указаний, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 настоящего постановления.
Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения были утверждены приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
Как следует из пункта 2 Методических указаний, Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о том, что на дату принятия оспариваемого отказа Службы по тарифам вышепоименованные Методические указания не были утверждены; были приняты 13.06.2013 и опубликованы 19.08.2013, что лишало орган регулирования возможности на 19.02.2013 установить обществу тарифы на теплоноситель на 2013 год и свидетельствовало о соответствии обжалуемого отказа от 19.02.2013 действующему законодательству.
Не соглашаясь с выводами судов, заявитель кассационной жалобы полагает, что Служба по тарифам могла руководствоваться иными нормативными правовыми актами, а именно, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 и Методическими указаниями, утверждёнными приказом ФСТ России от 06.08.2001 N 20-7/г.
Названный довод проверен, однако не может быть учтён судом кассационной инстанции.
Как следует из вышеприведённого содержания подпункта "б" пункта 5 постановления N 1075, им установлены порядок и срок принятия уполномоченным органом решения об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям на 2013 год; кроме того, из толкования подпунктов "а" и "б" пункта 5 названного постановления следует, что начало регулирования связано со вступлением в силу Методических указаний, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 постановления N 1075; в силу подпункта "а" пункта 3 названного постановления Федеральной службе по тарифам было предписано в 4-х месячный срок разработать и утвердить Методические указания по расчёту регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Довод о том, что постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 декабря 2013 года по делу N А19-23249/2012 фактически содержит вывод о необходимости государственного регулирования цен на теплоноситель, проверен, однако не влияет на правильные выводы судов по настоящему делу, поскольку в данном случае проверялась законность акта Службы по тарифам на конкретную дату (февраль 2013 года).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2013 года по делу N А19-6175/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.