г. Иркутск |
|
29 января 2014 г. |
N А78-523/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края - Федосеева Георгия Владимировича (доверенность от 14.05.2013 N 1286),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июня 2013 года по делу N А78-523/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Бочкарникова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.),
установил:
администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края (ОГРН: 1027501067769, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю, кадастровая палата) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения от 18.10.2012 N 72/12-22685 об отказе во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства; внесении в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости - часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, расположенной по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, проспект Ветеранов, дом 13, общей площадью 1732,3 кв.м.; выдаче кадастрового паспорта названного объекта недвижимости; обязании выдать кадастровые паспорта на части названного объекта недвижимости с указанием площадей, передаваемых в аренду: 202,6 кв.м. и 29,0 кв.м. соответственно.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 года решение суда от 3 июня 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права и норм процессуального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что решение кадастровой палаты нарушает права администрации, как собственника вышеупомянутого объекта недвижимости, а также права и законные интересы третьих лиц - арендаторов нежилых помещений.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещенная на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 25.12.2013), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается без участия их представителей.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, муниципальному району "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края на праве собственности принадлежит объект недвижимости - часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, общей площадью 1732,3 кв. м, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, проспект Ветеранов, 13, назначение: часть нежилого здания (свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2011).
Администрацией был проведён аукцион на право заключения договоров аренды помещений, расположенных в вышеуказанном объекте недвижимости, площадью 202,6 кв. м. и 29,0 кв. м., победителями которого стали граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, Хамраев Александр Сергеевич (площадь 202,6 кв. м) и Ануфриев Артем Вячеславович (площадь 29,0 кв. м.).
04.10.2012 администрация обратилась в кадастровую палату с заявлением о внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном здании, расположенном по адресу: Забайкальский край, Краснокаменский район, г. Краснокаменск, пр-кт Ветеранов, д. 13, приложив к заявлению доверенность на представителя от 15.04.2010 N 1149, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 21.02.2011 N В 08380, повторное свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2011 N 290673, технический паспорт от 11.04.2006.
Решением от 18.10.2012 N 75/12-22685 филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю отказал администрации во внесении в Единый государственный реестр сведений о ранее учтенном объекте капитального строительства на основании подпункта 1 пункта 70 "Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства", утвержденного приказом Минэкономразвития России N 577 от 14.10.2011 (далее - Порядок N 577).
Мотивом принятия такого решения послужило то, что объект недвижимости не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком N 577.
Администрация, полагая, что решение от 18.10.2012 N 75/12-226 является незаконным и нарушает её права как собственника объекта недвижимости, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, проверив оспариваемое решение на соответствие требованиям действующего законодательства, отказали администрации в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что решение от 18.10.2012 N 75/12-226 соответствуют Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов постановлены при правильном применении норм материального права и норм процессуального права, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Из статьи 43 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что до 01 января 2013 года устанавливается переходный период применения указанного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 1); в переходный период положения указанного Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 2); в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда, если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи (часть 2.1).
В Забайкальском крае порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона N 221-ФЗ введен с 01.04.2012.
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 577 настоящий Порядок устанавливает правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета указанных объектов учета.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе, если принятие такого решения допускается в соответствии с пунктом 70 Порядка (пункт 69 Порядка N 577).
Согласно подпункту 1 пункта 70 Порядка N 577 орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного учета в случае, если имущество, о государственном учете которого представлено заявление, не является объектом учета, государственный учет которого осуществляется в соответствии с Порядком.
Суды двух инстанций, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к мотивированному выводу о том, что решение кадастровой палаты N 75/12-22685 является обоснованным, поскольку поступившие в кадастровую палату для осуществления государственного учёта заявление администрации с документами содержит сведения о частях объекта учёта, в отношении которых кадастровая палата приняла решение об отказе осуществлении государственного учета на основании подпункта 1 пункта 70 Порядка N 577. Так, кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 21.02.2011 N В 08380 выдан на часть здания; из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 16.07.2011 следует, что объектом права является часть здания общественно-торгового центра 4 "А"; технический паспорт от 11.04.2006 выдан на часть здания общественно-торгового центра (лит А) 4 "А" микрорайона.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с выводами судов, считает, что кадастровая палата, учитывая данные представленных администрацией технического паспорта, конструктивных и функциональных особенностей объекта недвижимости - часть здания общественно-торгового центра 4 "А" микрорайона, общей площадью 1732,3 кв. м, расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, проспект Ветеранов, 13, находившегося в муниципальной собственности, имела основания поставить данный объект недвижимости на кадастровый учёт либо как здание, либо как помещение; указывает на то, что право собственности на упомянутый объект недвижимости возникло у администрации до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ, в связи с чем оспариваемое администрацией решение кадастровой палаты от 18.10.2012 N 75/12-22685 является незаконным; кадастровый и технический паспорта на данную часть здания оформлены в соответствии с требованиями законодательства, действующего в период регистрации права собственности на объект недвижимости; ссылается на то, что оспариваемое решение кадастровой палаты нарушает права администрации как собственника объекта недвижимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, администрация обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю с заявлением о внесении в Единый государственный реестр сведения об объекте недвижимости 04.10.2012, то есть в переходный период применения Федерального закона N 221-ФЗ, в который правила осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства были установлены Порядком N 577.
Согласно пункту 1 Порядка N 577 объектами государственного учёта являются здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что настоящий Порядок не предусматривает осуществление государственного учёта частей объектов учёта, предусмотренных Порядком N 577; довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация в результате отказа в выдаче кадастровых паспортов лишена возможности распоряжаться своим имуществом, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения ввиду несоблюдения администрацией условий для постановки части здания на кадастровый учёт.
Судами установлено, что в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Забайкальскому краю поступили документы, содержащие сведения о частях объекта учёта, в отношении государственного учёта которых принимается решение об отказе в осуществлении государственного учёта в соответствии с подпунктом 1 пункта 70 Порядка N 577.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что вышеупомянутый объект недвижимости является ранее учтённым в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, в связи с чем объект уже был поставлен на кадастровый учёт и отказ в выдаче нового кадастрового паспорта необоснован.
Данные доводы заявителя жалобы проверены, однако учтены быть не могут. Суды правомерно не применили положения статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ, исходя из требований статьи 43 названного закона - об установлении переходного периода применения этого закона. Нормы данного закона в переходный период не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 3 июня 2013 года по делу N А78-523/2013, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.И. Чупров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.