г. Иркутск |
|
20 февраля 2014 г. |
N А19-6632/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей дачного некоммерческого партнерства "Удача" - Сиротиной Татьяны Анатольевны (протокол от 27.11.2011 N 1), от администрации Иркутского районного муниципального образования и комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования - Халтаевой Марии Петровны (доверенности от 06.02.2014 N 292, от 04.02.2014), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области - Конарева Семёна Владимировича (доверенность от 13.01.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Иркутского районного муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-6632/2013 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Рылов Д.Н.),
установил:
дачное некоммерческое партнерство "Удача" (ОГРН 1123850006060, г. Иркутск, далее - ДНП "Удача", партнерство), уточняя и дополняя требования, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике администрации Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1043802453738, Иркутский район, д. Зорино-Быково, далее - комитет) о признании незаконным выраженного в письме от 27.03.2013 N 2475 решения об отказе в предоставлении земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства площадью 54 500,29 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый квартал 38:06:143607, 17 км Байкальского тракта, между земельным участком земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 38:06:143607:7, земельным участком с кадастровым номером 38:06:143606:201 СНТ "Ветеран", земельным участком с кадастровым номером 38:06:143608:33 СНТ "Лесная поляна", и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем изготовления проекта постановления мэра Иркутского районного муниципального образования о предоставлении ДНП "Удача" испрашиваемого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Иркутского районного муниципального образования (ОГРН 1023802456083, Иркутский район, с. Пивовариха, далее - администрация муниципального образования), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (ОГРН 1103850013772, г. Иркутск, далее - управление Росимущества), агентство лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, г. Иркутск, далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением и истолкованием норм права, несоответствием выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ДНП "Удача" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующие в деле, поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Агентство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление о вручении почтового отправления N 03138, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 18.01.2014), заявлением от 13.02.2014 N 188 попросило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами обеих инстанций и следует из материалов дела, 27.02.2013 ДНП "Удача" обратилось с заявлением на имя мэра Иркутского района Наумова И.В. о предоставлении земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый квартал 38:06:143607, 17 км Байкальского тракта.
Письмом от 27.03.2013 N 2475 комитет в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказал со ссылкой на то, что участок относится к зоне лесов 1 и 2 пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, во втором поясе Ершовского водозабора, а также в 200-метровой зоне Иркутского водохранилища.
Считая данный отказ незаконным, ДНП "Удача" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия оспариваемого отказа комитета действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов партнерства.
В силу статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Статьей 13 Закона N 66-ФЗ предусмотрена процедура определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в соответствии с которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан (пункт 1). Регистрация и учёт заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (пункт 2). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчёт производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учётом необходимости размещения имущества общего пользования (пункт 4).
В статье 14 Закона N 66-ФЗ закреплён порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, согласно которому орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учётом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков (пункт 1). Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (пункт 2). На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учётом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3). После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 4).
Таким образом, закреплённое положениями Закона N 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Однако обстоятельства, связанные с тем, обращались ли граждане (члены партнерства) в органы местного самоуправления по месту их жительства с соответствующими заявлениями, была ли соблюдена заявителем последовательность выбора и предоставления земельного участка для размещения дачного некоммерческого объединения, предусмотренная статьей 14 Закона N 66-ФЗ, судами не исследовались.
Тем самым судами были нарушены положения части 3 статьи 15, части 2 статьи 65, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что фонд перераспределения земель в муниципальном образовании не создан. Заявителем, учредителями которого являются три физических лица, испрашивается земельный участок площадью 54 500,29 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый квартал 38:06:143607, 17 км Байкальского тракта.
Иной порядок создания дачного некоммерческого объединения, без учета положений Закона N 66-ФЗ, указывает на наличие заинтересованности в представлении земельного участка безотносительно к нуждаемости граждан в получении дачных земельных участков.
Сам по себе факт регистрации дачного некоммерческого партнерства в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на льготных условиях в порядке, определённом Законом N 66-ФЗ.
Ссылка суда первой инстанции на то, что неисполнение муниципальным образованием предусмотренной законом обязанности по созданию фонда перераспределения земель не может являться основанием для отказа в реализации законного права на получение земельного участка для целей садоводства и огородничества, ошибочна и не основана на законе.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учётом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков. В свою очередь, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учётом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или даёт заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Таким образом, по смыслу приведённых выше правовых норм земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона N 66-ФЗ может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.
Учитывая изложенное, на основании пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-6632/2013 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года по тому же делу подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении, и, применив нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, принять обоснованное решение по существу спора.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу N А19-6632/2013 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2013 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
...
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2014 г. N Ф02-231/14 по делу N А19-6632/2013