г. Иркутск |
|
1 апреля 2014 г. |
N А78-994/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края Федосеева Георгия Владимировича (доверенность от 14.05.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года по делу N А78-994/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Анисимов М.И.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Рылов Д.Н., Ячменёв Г.Г.),
установил:
администрация муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края (г. Краснокаменск Забайкальского края; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением об оспаривании постановления Правительства Забайкальского края (далее - Правительство) от 29.12.2011 N 518 "О разграничении муниципального имущества между муниципальным районом "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" и городским поселением "Город Краснокаменск" (далее - постановление Правительства N 518), в соответствии с которым из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" передано 7 объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены городское поселение "Город Краснокаменск", Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд рассмотрел дело в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года производство по апелляционной жалобе администрации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд апелляционной инстанции полагал, что постановление Правительства N 518 является нормативным правовым актом.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2013 года определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2012 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года оставлено без изменения.
Администрация подала кассационную жалобу на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в которой не согласно с выводами судов о ненормативном характере постановления Правительства N 518. Данный довод администрация основывает на том, что в соответствии со статьей 1 Закона Забайкальского края от 26 сентября 2008 года N 64-ЗЗК "О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества" (далее - Закон N 64-ЗЗК) разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края.
В этой связи, по мнению администрации, арбитражный суд неправомерно рассмотрел дело по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Представитель администрации в судебном заседании подтвердил доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами, постановлением Правительства N 518 из муниципальной собственности муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" в муниципальную собственность городского поселения "Город Краснокаменск" передано 7 объектов недвижимости.
Указанное постановление признано арбитражным судом первой инстанции ненормативным правовым актом, вследствие чего дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из принятия оспариваемого постановления Правительства уполномоченным органом, его соответствия действующему законодательству и отсутствия нарушения прав и законных интересов администрации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу удовлетворению не подлежащей по следующим основаниям.
Как усматривается из решения суда первой инстанции, уточненное требование администрации, хотя и заявленное как о признании незаконным и недействующим постановления Правительства N 518, обоснованно рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу следующего.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 разъяснено, что по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
При правильном применении указанных разъяснений к обстоятельствам дела арбитражным судом первой инстанции установлено, что постановление Правительства N 518 не обладает признаками нормативного правового акта, вследствие чего требование администрации правомерно рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка администрации на несоответствие формы принятого Правительством акта о передаче муниципального имущества форме, предусмотренной Законом N 64-ЗЗК, подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о неправильности выводов судов о ненормативном характере проверяемого акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года по делу N А78-994/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 3 декабря 2013 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 мая 2012 года оставлено без изменения.
...
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2014 г. N Ф02-800/14 по делу N А78-994/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-800/14
03.12.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2966/12
15.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3356/13
07.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
02.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
11.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3189/13
28.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5938/12
13.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4393/12
30.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4393/12
10.08.2012 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2966/12
25.05.2012 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-994/12