г. Иркутск |
|
3 апреля 2014 г. |
N А19-7223/2013 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Скубаева А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ангара-1" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 сентября 2013 года по делу N А19-7223/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.; суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Капустина Л.В., Макарцев А.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Ангара-1" (ОГРН 1023802771002, далее - ОАО "Ангара-1") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194), о признании недействительными подпункта "г" пункта 8 и подпункта "е" пункта 11 (в части) заключенного между сторонами договора аренды лесного участка N 91-28-6/08 от 25.11.2008, а также пунктов 3 (в части) и 5 дополнительного соглашения от 22.11.2010 к указанному договору.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 сентября 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2013 года, арбитражный суд признал недействительным подпункт "е" пункта 11 спорного договора в части фразы "Арендатор обязан в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение за свой счет", в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказал.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Ангара-1" обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части отказа в признании недействительным подпункта "г" пункта 8 договора аренды лесного участка N 91-28-6/08 от 25.11.2008 и требования в данной части удовлетворить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, оспариваемый подпункт договора противоречит положениям статьи 1, части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 71, части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 9, частям 5-9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приказу Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, поскольку позволяет арендодателю бесконтрольно, то есть вне рамок каких-либо правил (требований о периодичности их проведения, надлежащего уведомления и прочих гарантий прав предпринимателей), установленных законом, проверять арендатора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Агентство ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству (правопредшественник ответчика, далее - агентство) (арендодатель) и ОАО "Ангара-1" (арендатор) 25.11.2008 заключен договор аренды лесного участка N 91-28-6/08 с дополнительным соглашением от 22.11.2010, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору на срок до 14.01.2035 во временное возмездное пользование для заготовки древесины лесной участок с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 318-2009-09 общей площадью 30863 га, расположенный в Усть-Удинском районе Иркутской области, на территории Усть-Удинского лесничества.
Заявляя требования, истец указал, что подпункт "г" пункта 8 и подпункт "е" пункта 11 (в части) спорного договора, а также пункты 3 (в части) и 5 дополнительного соглашения к указанному договору являются недействительными, поскольку не соответствуют действующему законодательству.
В части удовлетворения иска в отношении подпункта "е" пункта 11 спорного договора и отказа в иске в отношении пунктов 3 и 5 дополнительного соглашения судебные акты ни истцом, ни ответчиком не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении требований относительно признания недействительным подпункта "г" пункта 8 спорного договора, суд первой инстанции со ссылкой на статьи 81-83, части 1, 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, части 1, 2 статьи 9, части 1, 2, 5 статьи 10, пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" исходил из того, что указанный пункт не противоречит действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, согласился с его выводами.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Согласно части 2 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 18.07.2012 N 242-ФЗ, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Из части 1, пункта 1 части 2 статьи 1 указанного закона следует, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Настоящим Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно частям 1, 11 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (часть 1). Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (часть 11).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В силу пункта 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение), проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Из приведенных норм следует, что агентство в рамках осуществления им государственного лесного контроля и надзора вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения ОАО "Ангара-1" лесного законодательства.
На основании Положения о территориальном отделе агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству названный территориальный отдел имеет право осуществлять контроль за выполнением лицами, использующим леса, условий соответствующих договоров.
Подпунктом "г" пункта 8 спорного договора предусмотрено право арендодателя проводить проверки соблюдения арендатором своих обязательств по договору не реже одного раза в квартал.
Таким образом, право осуществлять проверку соблюдения арендатором условий договора установлено за ответчиком как арендодателем и не ставится в зависимость от выполнения агентством публично-правовой обязанности по проведению плановых и внеплановых проверок по использованию арендатором лесного участка в соответствии с лесным законодательством, особенности организации и проведения которых в части, касающейся сроков и периодичности их проведения установлены Федеральным законом N 294-ФЗ.
С учётом изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что отсутствие в подпункте "г" пункта 8 договора аренды лесного участка от 25.11.2008 N 91-28-6/08, ссылки на установленный статьями 9 и 10 Федерального закона N 294-ФЗ порядок проведения проверок, не свидетельствует о противоречии оспариваемого подпункта названному закону.
Следовательно, оспариваемое положение договора аренды лесного участка не нарушает права и законные интересы ОАО "Ангара-1" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и основания для признания его незаконным отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу, что суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 сентября 2013 года по делу N А19-7223/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2013 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 сентября 2013 года по делу N А19-7223/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Т.И.Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.