г. Иркутск |
|
17 апреля 2014 г. |
N А19-6596/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области - Ветошкиной Елены Георгиевны (доверенность от 08.04.2014); общества с ограниченной ответственностью "Братская электрическая компания" - Гуркова Александра Валерьевича (доверенность от 10.01.2013); Службы по тарифам Иркутской области - Куликовой Анастасии Александровны (доверенность от 11.12.2013); Министерства финансов Иркутской области - Гиголаевой Хатуны Теймуразовны (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 августа 2013 года по делу N А19-6596/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сураева О.П.; суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Братская Электрическая компания" (г. Братск Иркутской области; ОГРН 1033800917270; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании незаконным решения Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (г. Иркутск; далее - Министерство) от 22.04.2013 N 116 об отказе в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки, поданной 26.03.2013; об обязании Министерства немедленно после принятия судебного акта принять с учетом решения Министерства от 19.02.2013 N 020/1 решение о предоставлении обществу субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере теплоснабжения на основании заявки от 26.03.2013 в размере 176 980 438 рублей 23 копейки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Иркутской области (далее - Минфин), Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 августа 2013 года оспариваемое решение признано незаконным, на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Четвертый арбитражный суд постановлением от 10 декабря 2013 года решение суда оставил без изменения, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену Министерства на его правопреемника - Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области (далее также Министерство).
Но согласившись с судебными актами, Министерство подало кассационную жалобу и уточнения к ней, в которых оспаривает вывод судов о незаконности решения от 22.04.2013 N 116. Помимо этого полагает, что судебные акты приняты о правах и обязанностях Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области, не привлеченного к участию в деле и чьи полномочия отличны от полномочий Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Министерство указывает на допущенные судами процессуальные нарушения, выразившиеся в неполной оценке доводов и доказательств лиц, участвующих в деле, противоречии выводов судов обстоятельствам дела, непредставлении обществом отзыва на апелляционную жалобу, нарушении срока изготовления постановления в полном объеме, отказе в приобщении дополнительных доказательств.
По мнению министерства, судами не учтено, что общество оказывает услугу горячего водоснабжения с использованием открытой системы теплоснабжения, ему не был установлен тариф на горячую воду для населения, следовательно, субсидия не могла быть предоставлена. Право на получение субсидии в связи с имевшимся тарифом на отопление реализовано обществом в феврале 2013 года. Оспариваемое решение не является отказом в предоставлении субсидии и иным основанием для его принятия являлась неправильность расчетов, представленных обществом с заявкой от 26.03.2013.
Министерство указывает, что суды необоснованно не применили к обстоятельствам дела Административный регламент предоставления государственной услуги предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и дополнениях к отзыву просит судебные акты оставить без изменения.
Министерство и общество с кассационной жалобой (уточнениями) и отзывом (дополнениями) представили дополнительные документы, в приобщении и исследовании которых суд кассационной инстанции отказал с учетом положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса.
Служба в отзыве поддерживает доводы Министерства. Минфин отзыв не представил.
В судебном заседании 20.03.2014 представители Министерства, общества и Службы подтвердили свои правовые позиции. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 26 марта 2014 года до 15 часов 10 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы отложено на 08.04.2014 до 11 часов 30 минут.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отпуском произведена замена судьи Шелёминой М.М. на судью Шелега Д.И., вследствие чего рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
В судебном заседании 08.04.2014 представители Министерства, общества и Службы подтвердили свои правовые позиции, представитель Минфина заявил об отсутствии у данного лица интереса в деле.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 8 по 10 апреля 2014 года до 11 часов 55 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва в судебном заседании приняли участие представители Министерства, общества, Службы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, общество является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и реализацию потребителям тепловой энергии, в связи с чем приказом Службы от 28.12.2011 N 214-спр (с изменениями, внесенными приказом от 08.02.2012 N 20-спр) установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую обществом. Указанные тарифные решения действовали и в 2013 году.
Согласно приказам экономически обоснованный тариф на тепловую энергию с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии потребителям установлен в размере 1328,07 руб./Гкал (без НДС); для населения, потребляющего тепловую энергию от теплоисточников общества, установлен льготный тариф в размере 685,81 руб./Гкал (с НДС).
Указанные тарифы (экономически обоснованный и льготный для населения) установлены в отношении всего объема производимой и отпускаемой обществом тепловой энергии как на нужды отопления, так и горячего водоснабжения.
В соответствии с приказом N 20-спр компенсация выпадающих доходов общества от реализации населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение экономически обоснованных расходов, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
На основании заявки общества Министерством принято решение от 19.02.2013 N 020/1 о предоставлении обществу субсидии в сумме 128 396 900,14 рублей - в объеме недополученных доходов по отпуску населению тепловой энергии на нужды отопления в 2013 году.
Общество 26.03.2013 обратилось в Министерство с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг, в том числе в объеме недополученных доходов по отпуску населению тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в 2013 году в размере 48 583 538,09 рублей.
Министерством принято решение от 22.04.2013 N 116 об отказе в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджете в объеме недополученных доходов по отпуску населению тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.
Основанием отказа явилось непредставление обществом нормативно-правовых актов органов регулирования, устанавливающих тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжения с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжение) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 N 1149.
Признавая решение Министерства от 22.04.2013 N 116 незаконным, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для отказа в предоставлении субсидии, поскольку признал, что приказами Службы от 28.12.2011 N 214-спр и от 08.02.2012 N 20-спр установлены тарифы (экономически обоснованный и льготный для населения) в отношении всего объема производимой и отпускаемой обществом тепловой энергии как на нужды отопления, так и горячего водоснабжения. Суд установил, что общество и его заявка от 26.03.2013 о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов в объеме недополученных доходов по отпуску населению тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения в 2013 году соответствуют нормативным правовым актам, регламентирующим предоставление субсидий из бюджета Иркутской области.
Удовлетворив заявленное требование, арбитражный суд в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на Министерство обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Четвертый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда, признав их соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права.
Проверив правильность принятых по данному делу судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
Правильно применяя указанное положение процессуального закона, арбитражные суды обоснованно руководствовались нормами законодательства о предоставлении бюджетных субсидий лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Право указанных лиц на получение субсидий для данных целей предусмотрено статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетных территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом Иркутской области от 11.12.2012 N 139-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено предоставление субсидий лицам, в том числе юридическим - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим деятельность на территории Иркутской области, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг в случае оказания услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (пункт 11 части 1 статьи 21).
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.01.2011 N 20-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Положение).
Указанным Положением установлены условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, определены критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Уполномоченным органом по предоставлению субсидий определено Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, правопреемником которого на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции является Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области.
В этой связи довод Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области о принятии судом первой инстанции судебного акта о его правах и обязанностях как лица, не привлеченного к участию в деле, подлежит отклонению. Суд апелляционной инстанции правомерно на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел процессуальное правопреемство, поскольку Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области в настоящее время наделено полномочиями по решению вопросов о предоставлении субсидии.
Недополученные доходы в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяются как произведение объема предоставленных населению коммунальных услуг на разницу между установленными для юридического лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуального предпринимателя, физического лица тарифами на коммунальные ресурсы и установленными льготными тарифами для населения по оплате коммунальных услуг (пункт 2 Положения).
Пунктом 5 Положения установлено, что право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие на территории Иркутской области производство (реализацию) коммунальных ресурсов, подлежащих государственному регулированию, и отвечающие одновременно следующим критериям: а) наличие заключенных с потребителями договоров ресурсоснабжения, в том числе по производству (реализации) и передаче тепловой энергии; по производству (реализации) горячей воды; б) эксплуатирующие на законных основаниях объекты коммунальной инфраструктуры, необходимые для производства (реализации) коммунальных ресурсов; в) отсутствие возбужденной процедуры банкротства, ликвидации; г) не имеющие фактов нецелевого и неэффективного использования ранее предоставленных из областного бюджета субсидий.
Согласно пункту 6 Положения целью предоставления субсидий из областного бюджета является возмещение недополученных доходов получателей в связи с применением цен (тарифов), установленных решениями уполномоченных органов в области регулирования цен (тарифов), с учетом положений, в том числе Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 7 Положения о предоставлении субсидий предоставление субсидии осуществляется при наличии недополученных доходов и представлении заявки на предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Положения.
Закон о теплоснабжении определяет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения как вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора (пункт 18 статьи 2).
По смыслу статьи 8 Закона о теплоснабжении тариф устанавливается на виды деятельности, которые осуществляет теплоснабжающая организация.
Арбитражными судами на основании правовой оценки представленных в дело доказательств в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что общество осуществляет производство и реализацию потребителям тепловой энергии как на нужды отопления, так и горячего водоснабжения; приказами Службы от 28.12.2011 N 214-спр и от 08.02.2012 N 20-спр установлены тарифы (экономически обоснованный и льготный для населения) в отношении всего объема производимой и отпускаемой обществом тепловой энергии как на нужды отопления, так и горячего водоснабжения.
Правильно применяя к установленным обстоятельствам вышеприведенные нормы материального права, суды мотивированно признали, что общество для целей получения в 2013 году субсидии на возмещение недополученных доходов в объеме недополученных доходов по отпуску населению тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения соответствуют нормативным правовым актам, регламентирующим предоставление субсидий из бюджета Иркутской области.
В этой связи вывод судов о несоответствии оспариваемого решения Министерства закону или иному правовому акту соответствует обстоятельствам дела, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания такого решения недействительным.
Решение суда первой инстанции о возложении на Министерство обязанности устранить нарушение прав и законных интересов общества соответствует пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Министерства проверены в полном объеме и они с учетом установленных судами обстоятельств не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов.
Доводы Министерства о допущенных судами процессуальных нарушениях также проверены и подлежат отклонению как не соответствующие материалам дела.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 августа 2013 года по делу N А19-6596/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.