Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 24 апреля 2001 г. N 403-ПП
Программа
"Молодежь Москвы" на 2001-2003 гг.
См. Городскую целевую программу "Молодежь Москвы" (2004-2006 гг.), утвержденную постановлением Правительства Москвы от 25 мая 2004 г. N 339-ПП
1. Паспорт программы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 гг.
Наименование: Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 гг.,
далее Программа.
Основание для 1. Решение Московской трехсторонней
разработки комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений от 20 апреля 2000 года "О проекте
Программы "Молодежь Москвы".
2. Федеральная целевая программа "Молодежь России
(2001-2005 гг.)" Постановление Правительства
России от 27.12.2000 г. N 1015.
Городской заказчик - Правительство Москвы
Основные 1. Комитет по делам семьи и молодежи
разработчики Правительства Москвы.
Программы 2.Рабочая группа Московской Трехсторонней
Комиссии.
3. Совет по делам молодежи при Правительстве
Москвы.
Цели: - Обеспечение правовых, организационных,
социально-экономических, культурных,
информационных условий и гарантий для
самореализации личности молодого человека.
- Формирование условий, направленных на
оздоровление и физическое развитие молодежи.
- Создание условий для профессиональной
востребованности, занятости молодых кадров,
развития предпринимательства в молодежной среде.
- Обеспечение адресной государственной помощи и
социальной защиты наиболее нуждающимся молодым
гражданам, молодой семье.
- Содействие развитию позитивных молодежных
объединений, движений и инициатив.
- Профилактика негативных проявлений в молодежной
среде.
- Обеспечение развития системы социального
воспитания и помощи, досуговых учреждений в
административных округах и районах, создание
окружных программ реализующих интересы молодежи.
- Создание условий для развития нравственных и
духовных личностных качеств молодых людей,
поддержка талантливой молодежи.
- Развитие информационной инфраструктуры для
молодежи.
- Совершенствование и развитие законодательной
базы в сфере молодежной политики.
Задачи: Обеспечение социально-экономических условий и
гарантий реализации молодежной политики:
- решение социально-экономических проблем
молодежи, включая комплексную поддержку молодых
семей;
- решение вопросов профессионального развития,
самоопределения и занятости молодежи, молодежного
предпринимательства и деловой активности
молодежи;
- обеспечение социальной поддержки молодежи,
детских и молодежных общественных объединений;
- решение проблем консультирования молодежи по
вопросам планирования семьи, решения семейных
конфликтов, преодоления трудных жизненных
ситуаций;
- содействие оздоровлению молодых людей,
повышение уровня их физической культуры и
спортивной активности;
- формирование условий профилактики здоровья
молодежи, координация системы взаимодействия
комитетов и ведомств по охране здоровья молодых
москвичей.
Обеспечение культурных и информационных условий
молодежной политики:
- создание условий для гражданского становления,
духовно-нравственного и патриотического
воспитания школьников и молодежи, формирование и
пропаганда положительного образа современного
молодого человека;
- подготовка молодых людей к службе в армии;
- поддержка интеллектуального и образовательного
уровня развития молодежи;
- поддержка художественного и научно-технического
творчества молодежи;
- развитие массовых видов детского, студенческого
и молодежно-семейного спорта, туризма и отдыха;
- создание межведомственной единой базы данных по
использованию бюджетных средств, направленных на
поддержку семей и молодежи, ведение уникальных
досье социальных иждивенцев по получению
социальных услуг (в сфере молодежной и семейной
политики);
- организация на постоянно действующей основе
мониторинговых исследований студенческой и
молодежной среды;
- создание центров социальной информации и
документации для молодежи.
Обеспечение организационных условий и гарантий
молодежной политики:
- организационное развитие системы управления,
исполнения и контроля в сфере молодежной политики
в городе;
- координация деятельности учреждений и ведомств
городского подчинения в сфере городской
молодежной политики;
- создание сети социальных центров для молодежи в
административных округах города;
- разработка единых принципов построения
подпрограмм деятельности государственных
городских структур по Программе;
- создание условий для выдвижения способных и
компетентных молодых людей в органы
государственной власти на всех уровнях; -
расширение международных и межрегиональных
обменов во всех сферах деятельности молодежи.
Обеспечение правовых условий и гарантий
молодежной политики:
- обеспечение правовой защиты молодежи;
- разработка новых нормативных правовых актов;
- внесение изменений и дополнений в ранее
принятые постановления с целью совершенствования
правового регулирования общественных отношений с
участием молодежи;
- обеспечение правового просвещения;
- развитие системы ювенальной юстиции;
- повышение электоральной культуры, готовности к
участию в общественно-политической жизни страны,
государственной деятельности и управлении.
Сроки реализации 2001 - 2003 гг.
Исполнители Комитеты и Департаменты
основных Правительства Москвы:
мероприятий 1. Комитет по делам семьи и молодежи
Программы 2. Московский комитет образования
3. Комитет здравоохранения
4. Комитет социальной защиты населения
5. Комитет по культуре
6. Комитет физической культуры и спорта
7. Комитет общественных и межрегиональных связей
8. Комитет по телекоммуникациям и средствам
массовой информации
9. Департамент муниципального жилья и жилищной
политики
10. Департамент поддержки и развития малого
предпринимательства
11. Департамент внешних связей
12. Управление по делам наружной рекламы
информации и оформления города.
Префекты административных округов
Районные Управы
Военный комиссариат города Москвы
Главное управление внутренних дел г. Москвы
Департамент Федеральной государственной службы
занятости по городу Москве.
Неправительственные структуры:
- Московская Федерация профсоюзов
- Московская конфедерация промышленников и
предпринимателей
- Молодежные и детские общественные объединения,
некоммерческие организации, благотворительные
фонды.
Источники 1. Бюджет города Москвы, в том числе
финансирования целевые бюджетные фонды административных
округов и районов.
2. Средства Федерального бюджета.
3. Привлеченные средства и инициативные
источники, в т.ч. средства общественных и
некоммерческих организаций.
4. Средства предприятий и организаций,
освобождаемых от уплаты налога на прибыль в
части, зачисляемой в бюджет города Москвы.
5. Пожертвования населения.
Ожидаемые Программа "Молодежь Москвы" на 2001 - 2003 годы
конечные является среднесрочной программой и состоит из
результаты трех этапов. Продолжительность каждого этапа
реализации составляет календарный год. Основное содержание
Программы этапов выполнения Программы представлено в
перечне мероприятий с финансированием по годам.
Реализация мероприятий программы позволит решить
целый ряд насущных социальных молодежных проблем,
реально продвинуться в развитии текущих
профилактических и воспитательных мер по
сотрудничеству городских властей и общественных
организаций с молодыми москвичами в вопросах:
- улучшения динамики развития демографической
ситуации в городе;
- повышения духовно-нравственного,
интеллектуального и творческого потенциала
молодого поколения;
- повышения уровня доходов молодежи и молодых
семей;
- снижения уровня безработицы, обеспечение
вторичной и сезонной занятости молодежи и
студентов;
- улучшения социально-бытовых, образовательных и
жилищных условий молодых москвичей, физического и
социального здоровья;
- увеличения числа учреждений по работе с
молодежью;
- повышения социальной активности молодежи;
- повышения общего образовательного и
профессионального ценза и формирования трудовых
ресурсов, соответствующих требованиям рынка;
- роста деловой активности и предприимчивости
молодежи.
Организация 1. Правительство Москвы - Комплекс
контроля социальной сферы.
за исполнением 2. Комитет по делам семьи и молодежи.
Программы 3. Совет по делам молодежи при
Правительстве Москвы.
4. Департамент финансов.
Понятие "молодежная политика"
Указ Президента РФ от 16.06.1992 г. N 1075 "О первоочередных мерах в области молодежной политики" называет молодежную политику одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства и определяет ее как деятельность государства, осуществляемую в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества. Дополнительный аспект в понятие молодежная политика вводит Указ Президента РФ от 15.08.1997 г. N 890 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998-2000 гг.)". Полное и гармоничное определение молодежной политики содержится в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ" и Постановлении Правительства России от 27.12.2000 г. N 1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 гг.)". Она понимается как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. N 5090-1 дополняет определение молодежной политики с точки зрения основных целей, в которых она проводится: "Государственная молодежная политика выражает линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека".
Исходя из этих положений, Программа в своей основе строится на том, что молодежная политика:
- является частью общей социально-экономической политики РФ и города Москвы, при этом обладает статусом одного из приоритетных ее направлений;
- является объектом деятельности государства;
- основной целью имеет создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений и инициатив;
- содействует обеспечению политического и культурного развития;
- формирует у молодых граждан патриотизм, уважение к истории, культуре Отечества и других народов;
- содействует обеспечению прав человека.
Объекты молодежной политики
Городская молодежная политика проводится в отношении:
- граждан в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодых семей, т.е. семей в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-ти летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-ти летнего возраста;
- молодежных и детских объединений.
Программа строится на приоритете этих социальных групп, однако, учитывая задачи адаптации молодежной политики к современным условиям, Программа заостряет внимание на необходимости четкого нормативного определения возрастных рамок категории "молодежь", более тщательной дифференциации объектов молодежной политики и точной адресности при законотворчестве, проводимых мероприятиях и направлении финансовых потоков.
Незавершенность существующего законодательства, отсутствие Федерального Закона "О молодежи", не позволяет в полной мере использовать ресурсы общества для полноценного социального воспитания подрастающего поколения, оказания ему действенной государственной помощи по созданию равных стартовых возможностей в процессе вступления в жизнь, устранить межведомственную раздробленность молодежных проблем, а так же отстаивания уже существующих прав молодежи.
Субъекты молодежной политики
Основным документом, определяющим субъекты молодежной политики, как и при определении объектов, является Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ".
Молодежная политика проводится:
- государственными органами и должностными лицами;
- молодежными объединениями, их ассоциациями;
- молодыми гражданами.
Программа заостряет внимание на необходимости законодательного включения в список субъектов молодежной политики органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Кроме того, перспективы управления молодежной политикой предполагают создание в административных округах Москвы сети Центров координации молодежной политики, которые могли бы, наряду с Центрами прочих Комитетов Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, полноценно работать, проводя молодежную политику как действительно приоритетное направление общей социально-экономической политики города.
Подпрограммы
Подпрограммы являются комплексом практических мер Комитетов социальной сферы и других государственных учреждений, а так же общественного Совета по делам молодежи при правительстве Москвы, общественных организаций, по поэтапному достижению реальных результатов в решении молодежных проблем.
Подпрограммы имеют одинаковую методологию и рассчитаны на взаимодействие по их осуществлению всех ветвей власти, органов местного самоуправления, общественности, представителей молодежных групп, они составлены и реализуются на основе научных данных, практики работы профильных Комитетов социальной сферы, социологических опросов различного уровня и предложений самой молодежи.
Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы содержит в себе следующие подпрограммы:
I. Здоровье молодежи
II. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи
III. Социальное обеспечение молодежи
IV. Социальное воспитание и профилактика правонарушений
V. Молодежная культура и творчество
VI. Молодежь и информация
VII. Правовое обеспечение, организация и управление Программой.
Перечисленные Подпрограммы и совокупность мероприятий по их выполнению составляют суть молодежной городской политики, проводимой в контексте существующих нормативных документов и ресурсного обеспечения города Москвы.
В основном деятельность Комитетов по выполнению мероприятий подпрограмм сосредоточена в следующих блоках мероприятий, структурированных по направлениям:
I. Здоровье молодежи:
Молодежное здравоохранение.
Профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма.
Молодежная физическая культура и спорт.
II. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи
Труд и занятость молодежи, как решение проблем самообеспечения и становления молодого человека.
Востребованность молодых специалистов на городском рынке труда.
Деятельность профессиональных союзов по защите трудовых прав молодежи.
Молодежное предпринимательство, учитывающее необходимость обеспечения стартовых возможностей молодых предпринимателей, обучение навыкам цивилизованного предпринимательства.
III. Социальное обеспечение молодежи
Установление социальных гарантий для молодежи.
Жилье для молодежи.
Организация отдыха подростков и студентов, а также молодых семей.
IV. Социальное воспитание и профилактика правонарушений
Социальное воспитание по месту жительства.
Работа по профилактике правонарушений, безнадзорности подростков и молодежи.
Городская поддержка детских и молодежных объединений.
Военно-патриотическая и поисковая деятельность.
Международное и межрегиональное сотрудничество.
V. Молодежная культура и творчество
Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей молодых граждан.
Выявление и поддержка талантливой молодежи.
Молодежь и художественная культура.
VI. Молодежь и информация
Поддержка СМИ, освещающих общественные инициативы молодежи.
Создание специализированных центров социальной информации и документации для молодежи.
Организация социальной рекламы для молодежи.
Регулярный мониторинг процессов, происходящих в молодежной среде.
VII. Правовое обеспечение, организация и управление Программой
Развитие нормативной базы города для решения приоритетных задач программы.
Правовое просвещение молодых людей.
Организационное и координирующее обеспечение деятельности всех инфраструктурных звеньев реализации городской молодежной политики.
Кадровое обеспечение управления программой.
Развитие и совершенствование методологии молодежной политики.
2. Московская молодежь на рубеже веков - анализ ситуации
Одним из важнейших индикаторов социального неблагополучия страны является достаточно резкое ухудшение на протяжении девяностых годов положения молодежи - той части общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России в ближайшие десятилетия.
Составляя примерно пятую часть населения страны (на начало 1999 г. численность 15-29-летних россиян - 32,2 млн. человек, или 22% населения), молодежь призвана играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ.
2.1. Специфика демографической ситуации в РФ и городе Москве
По многим демографическим показателям положение в Москве хуже, чем в России в целом. Низкая рождаемость, вкупе с увеличением численности людей старших возрастов, способствует дальнейшему старению населения города.* В Москве в пожилом возрасте в настоящее время находится 14,8% населения. Почти каждый 4-ый житель достиг к началу 1999 года возраста старше трудоспособного (2047,5 тыс.). Численность же населения в возрасте от 15 до 29 лет включительно соответствует - 1695,6 тыс. человек, что составляет пятую часть населения города.
В этой связи немаловажно учесть, что в 90-е годы значительно изменились коэффициенты рождаемости. Они снизились в группе 15-29- летних женщин с 1990 г. по 1998 г. в 1,5 раза.
Москва продолжает оставаться одним из самых "дорогих" городов России (в феврале с.г. прожиточный минимум на душу населения в столице составлял 2776,86 руб.). В молодых семьях стремление иметь ребенка все чаще откладывается на неопределенное будущее ввиду жизненной неустроенности, влияния различных факторов социального риска. Показатели рождаемости в столице (7,8 на 1000 жителей) ниже, чем в целом по России (8,8 на 1000 жителей).
О величине прожиточного минимума в г. Москве см. справку
В 1999 году смертность в Москве (127,9 тыс. чел.) превысила рождаемость (67,0 тыс. чел.) в 1,9 раза. Естественная убыль населения в 1999 году, по сравнению с 1998 г. увеличилась на 4,3%.
В структуре причин смерти молодых москвичей высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы, в том числе в последние годы увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий. Это свидетельствует о необходимости включения таких предметов как Техника Безопасности, ОБЖ и Профилактика ДТП в число предметов базисного учебного плана системы Московского образования и всех смежных структур.
При низком уровне рождаемости в Москве стабильно растет число детей, рожденных вне брака: в 1990 г. - 13,4%, в 1995г. - 22,4%, в 1998 г. - 25% от общего числа рожденных.
Ежегодно в Москве распадается 42-44 тыс. браков. На каждые три зарегистрированных брака в столице приходится два официальных развода. Коэффициент разводов в городе (5,0 на 1000 жителей) выше, чем в России в целом (3,4 на 1000 жителей). Острой проблемой является нестабильность молодых семей. Более 20% разводящихся мужчин и более 30% женщин при разводе моложе 30 лет. Молодые семьи часто оказываются неустойчивыми вследствие низкого уровня доходов, отсутствия отдельного жилья.
Ежегодно в Москве в результате развода от 25 до 30 тыс. детей остаются без одного из родителей, что означает формирование источника социальных проблем не только нашего времени, но и отдаленного будущего.
Для Москвы, как и для всей страны, характерна диспропорция в соотношении мужчин и женщин. В 1999 г. из общей постоянной численности населения города 55,1% составляли женщины (4704,6 тыс.) и 44,9% мужчины (3833,6 тыс.). Численность женщин превышает численность мужчин во всех возрастных группах, начиная с 24-х лет.
Очевидно, что основные мероприятия Программы "Молодежь Москвы на 2001 - 2003 годы" должны решать проблемы получения жилья молодыми семьями, введения страховой системы сохранения рабочего места молодым мамам в период беременности и по уходу за ребенком до возраста 1 год. Развивать ипотечное и потребительское кредитование, формирование дисконтных молодежных карточных систем по приобретению товаров минимальной потребительской корзины, включение в план работы досуговых клубов и учреждений образования лекторской работы специалистов СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ, МЧС по профилактике несчастных случаев и поведения в нештатных ситуациях, организацию информационно-агитационной работы, изданию и распространению социальной рекламы в электронных и печатных СМИ, читаемых молодежью. Необходимо запретить наружную рекламу ТАБАКА И АЛКОГОЛЯ вблизи образовательных учреждений, ВУЗов, ПТУ, детских садов, досуговых центров и центров творчества, запретить курение в общественных местах, при ведении телепрограмм адресованных молодежи, введение санкций за нарушение указанных правил. Разработка внутриведомственных нормативных документов по реализации мероприятий Программы.
2.2. Состояние здоровья молодежи
Всего в 1999 г. родилось живыми 67526 новорожденных вместе с иногородними, зарегистрированными в ЗАГСах города, что на 0,9% меньше чем в 1998 г.
Различными мероприятиями удалось стабилизировать показатель здоровья новорожденных, что зависит и от состояния здоровья девочек-подростков - будущих матерей, от здоровья беременных женщин, от родов, состояния здоровья новорожденного в роддоме, социальных условий жизни в городе.
Рост объема и качества консультативно-диагностической, лабораторной, реабилитационной помощи детям первого года жизни позволил получить положительную динамику здоровья - увеличение показателя 1 группы здоровья.
В 1999 году отмечен рост показателя распространенности болезней у детей в возрасте от 0 до 14 лет: с 226085 в 1998 г. до 227765 в 1999 г.
В течение 1999 года продолжалась работа по иммунопрофилактике детских инфекционных заболеваний среди детей всех возрастных групп, что позволило снизить общий показатель инфекционной заболеваемости.
Здоровье детей, обучающихся в школе, находится в прямой зависимости от условий обучения, школьной нагрузки, правильного чередования занятий и отдыха, условий семейного воспитания. Показатель здоровья школьников сохраняет тенденцию к снижению. "Здоровые дети" или I-ая группа здоровья: у детей 1-го класса - 40,6% (43,2% - 1998 г.), к 15-ти годам - 30,6% (33,9% - 1998 г.).
При профосмотре подростков 14 лет в детских поликлиниках здоровыми являются 29,1% детей (29,0% - 1998 г.). Из числа подростков юноши составляют 51,0% (51,0% - 1998 г.), среди них здоровых - 25,0% (28,0% - 1998 г.), здоровых девушек - 27,6% (30,0% - 1998 г.). Это впрямую дает снижение количество призывников в ряды Вооруженных Сил на 10-15 лет вперед.
В 1999 году зарегистрировано детей инвалидов до 15 лет включительно в учреждениях всех профилей и любой подчиненности - 21747 (22688 - 1998 г.). Имеет место снижение числа детей - инвалидов на 4,3%.
Имеет место рост показателя охвата детей профилактическими прививками против всех управляемых инфекций.
Объем консультативно-диагностической помощи в условиях отделений восстановительного лечения и реабилитационная помощь детям в условиях больниц и детских санаториев позволил снять с диспансерного учета 2034 ребенка до 14 лет.
Усилиями Правительства для реабилитации молодежи сделано немало. Особенно это заметно на примере столичного студенчества.
Для студентов пятидесяти двух ВУЗов Комитетом здравоохранения Москвы организована студенческая медицинская служба:
- 7 студенческих поликлиник;
- 9 студенческих отделений;
- 12 здравпунктов территориальных поликлиник.
В соответствии с директивными документами ежегодно 89-90% студентов проходят углубленные медицинские осмотры, результаты которых свидетельствуют о том, что каждый третий-четвертый поступивший на 1 курс имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Снижается физкультурно-оздоровительная составляющая профилактики здоровья студентов и школьников. Спортивная активность студентов к концу обучения также снижается: даже из числа студентов, имеющих спортивный разряд. Занимаются спортом на IV-VI курсах не более 9-10%. Лица, не имеющие спортивного разряда, к последнему курсу вообще перестают заниматься физкультурой и спортом.
Решить эту проблему призвана специально разработанная программа Комитета по спорту и Некоммерческих организаций Ассоциации "Народный Спортпарк" и ИСИ по организации общегородского конкурса "Резервы здоровья и работоспособности юных москвичей".
Наркомания, токсикомания
В 1999 году на учете в КДН состояло более 11 тыс. подростков в возрасте до 18 лет, из которых 3,7 тыс. поставлены на учет по причине алкоголизма и токсикомании. Современные медико-социальные данные свидетельствуют о том, что все больше и больше число молодых наркоманов пополняют подростки из семей с высоким достатком.
Ситуация с потреблением наркотических средств и других психоактивных веществ детьми и подростками в Москве является тревожной и имеет выраженную тенденцию к ухудшению. За последние 5 лет число детей и подростков, наблюдавшихся учреждениями здравоохранения по поводу употребления наркотических и токсических веществ, возросло в 14 раз, количество подростков, доставленных в состоянии наркотического или токсического возбуждения, увеличилось в 16 раз.
Проблема безнадзорности, правонарушений тесно связана с проблемой наркомании и токсикомании несовершеннолетних. В течение 1998-1999 г.г. сохраняется тенденция увеличения контингента больных наркоманией, в том числе подросткового и молодежного возраста. По предварительным данным на профилактическом и диспансерном учете в наркологических диспансерах города на 01.01.2000 г. состоит 7209 несовершеннолетних, из них - 6809 подростков и 400 детей, на 01.01.99.г. состояло - 7064 подростка и 537 детей, на 01.01.98 г. состояло 6470 подростков и 566 детей.
Период наиболее активного приобщения к наркотикам приходится на возраст 14-15 лет. Определяющими факторами обращения к наркотикам являются, как правило, конкретные социальные обстоятельства жизни, факторы группового воздействия, непосредственное психофизиологическое воздействие наркотиков.
Наркологическая помощь детям и подросткам осуществляется в 14 наркологических диспансерах, где функционируют кабинеты амбулаторного приема подростков. Кроме того, участковые врачи психиатры-наркологи, обслуживающие детско-подростковое населения, ведут прием в городских поликлиниках. Отделения медико-социальной помощи детям и подросткам и дневные стационары организованы в четырех наркологических диспансерах.
По данным токсикологического Центра за последние три года отмечается снижение отравлений токсико-наркотическими веществами среди детей и подростков (1996 г. - 296, 1997 г. - 184, 1998 г. - 131), что можно рассматривать, как снижение количества первичных проб наркотических веществ детьми и снижение "модности", "приоритетности" наркотиков в детской и подростковой среде.
В целях предотвращения распространения ВИЧ-инфекции, других гемоконтактных инфекций и заболеваний, передающихся половым путем среди молодежи, употребляющей наркотики, на базе городской поликлиники N 134 совместно с Центром Госсанэпиднадзора ЮЗАО внедряется программа профилактики ВИЧ - инфекции среди потребителей наркотиков. При обращении в наркологические диспансеры и при госпитализации больные наркоманией обследуются на ВИЧ-инфекцию и вирусные гепатиты В и С.
Ситуация по охране здоровья молодежи в городе Москве отличается как значительными успехами, так и большим количеством проблем требующих незамедлительного решения. Удалось добиться дальнейшего снижения младенческой смертности, снижения детской инвалидности, снижения заболеваний туберкулезом, скарлатиной, ВСД, желудочно-кишечного тракта, заболеваний венерическими болезнями и др. Однако большую тревогу вызывают общий уровень здоровья молодежи, молодежные алкоголизм и наркомания, профилактика против СПИДа, снижение уровня физической культуры и спортивной активности студенчества.
Формируемые в этой части мероприятия Программы будут способствовать проведению эффективной работы по профилактике наркомании в молодежной среде: открытие Центров по консультированию женщин по вопросам подготовки к родам, подготовка специалистов по пропаганде здорового образа жизни, открытие центров реабилитации и адаптации молодых инвалидов, детских приютов временного содержания, медико-психолого-педагогических центров на муниципальном уровне, оснащение их техникой и специалистами, что позволит организовать как профилактическую так и информационно - предупредительную работу с населением в городских кварталах, открытие мини-тренажерных комплексов в городских дворах, увеличение спортивных акций на муниципальном уровне, проведение мини-соревнования на Кубок Мэра по физической подготовке призывников.
2.3. Образование молодежи
В городе функционируют 3755 образовательных и воспитательных учреждений.
Число учащихся в техникумах (дневное отделение) - 90, 3 тыс. чел. Число учащихся 1 курса ВУЗов (дневное отделение) - 68,0 тыс. чел. В общеобразовательных школах обучается и воспитывается 1037,3 тыс. юных москвичей в возрасте от 6 до 17 лет.
Ежегодно высоким уровнем организации отличается в городе комплектование 1-ых и 10-ых классов общеобразовательных школ всех типов, выполнение плана набора учащихся профессионального образования. Нет проблемы с учебниками: общеобразовательные учреждения всех типов и видов обеспечены необходимыми комплектами.
Сеть образовательных учреждений Москвы последовательно растет за счет строительства новых учебных заведений, реорганизации существующих, принятия от различных ведомств зданий дошкольных учреждений и открытия новых на базе ранее не функционирующих помещений.
В 33 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях можно получить среднее образование без отрыва от работы.
Формируется городская система профессионального самоопределения, обеспечивающая преемственность обучения квалифицированных рабочих, специалистов, поддерживающая социальную защиту наиболее уязвимых слоев молодежи.
Система образования стремится гибко реагировать на запросы города, потребности экономики в кадрах. Изменяется профессионально-квалификационная структура подготовки, в ней преобладают профессии и специальности для непроизводственной сферы, малого бизнеса (около 60% от общего объема подготовки). Перечень профессий и специальностей для городского хозяйства обновлен на треть. Для сфер экономики, права, экологии, дизайна, управления, страхового, банковского дела, гостиничного хозяйства, туристического комплекса обучается 9 тыс. человек.
Профессиональное образование, связанное с предпринимательством, становится одним из важнейших направлений молодежной политики. Отсюда возникают задачи прогноза на требуемые для Москвы профессии и их пропаганды как в системе столичного образования, так и в поле деятельности всех заинтересованных Комитетов.
Однако, одним из существенных недочетов является отсутствие информации по детям, которые уйдя из школы по тем или иным причинам перестали получать необходимый образовательный государственный минимум в учреждениях образования.
Существует проблема оборудования спортивных площадок, школьных спортзалов и тренажерных кабинетов, не решена проблема информатизации школ.
Необходимо обозначить проблему возрастного ценза учителей - многие из них пенсионного и предпенсионного возраста. Надо признать, что несмотря на повышенную относительно других регионов зарплату, материальное положение учителей остается критическим.
ВУЗы Москвы - без сомнения сердцевина высшей школы России. Являясь крупнейшим в стране (если не в мире) сосредоточением ВУЗов, московская высшая школа оказалась более глубоко вовлечена в рыночные преобразования.
В Москве 107 государственных высших учебных заведений, 86 коммерческих вузов, в которых обучается 868 тыс. студентов. По состоянию на 1 сентября 2000 года 370 тыс. студентов обучалось на дневном отделении, более 80 тыс. студентов проживают в студенческих общежитиях. Правительством Москвы ежегодно устанавливается 10000 именных стипендий, 35000 дотаций остронуждающимся студентам, реализуются программы по организации отдыха студентов в каникулярный период, выделяются бюджетные средства для поддержки вузов.
Большинство программ, направленных на решение проблем Московского студенчества реализуется совместно с профсоюзными, студенческими и общественными молодежными организациями. Одним из важнейших критериев эффективности высшего образования является целевое соответствие подготовки специалистов уровню современных требований, мировых стандартов, востребованность выпускников вузов городским хозяйством.
Некоторые диспропорции, сложившиеся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, по которым ведется подготовка в системе профессионального образования, дисбаланс в оплате труда специалистов, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка, создают преграды для реализации образовательного потенциала молодежи. Из-за этого дисбаланса молодежь, получившая профессиональное образование, очень часто оказывается не у дел.
Имеющая место невостребованность молодых специалистов, предопределяет распространенное в молодежной среде стремление строить свои жизненные планы без их увязки с получаемым образованием, специальностью, профессией. Программа "Молодежь Москвы" на 2001 - 2003 годы нацелена на обеспечение значительных положительных сдвигов в решении проблем, назревших в сфере образования молодежи. Основные усилия направлены на раннее профессиональное самоопределение подростков, создание специальных учебных пособий по конкретным видам профессиональной деятельности, в рамках приоритетных профессий московского народнохозяйственного комплекса, расширение Закона "О квотировании рабочих мест для молодежи" таким образом, чтобы за счет средств, полученных при его применении можно было переоснастить ПТУ и Техникумы государственной образовательной системы. Необходимо провести работу по исследованию возможности создания Московского Фонда вторичного использования имущества предприятий, что позволит продолжать использовать оборудование, мебель, компьютеры для оснащения учреждений молодежного досуга, информатизации школ и ПТУ. Разрабатываются механизмы стимулирования городского заказа для подготовки специалистов высшего профессионального образования, селекции специальностей, предоставляемых ВУЗами с точки зрения их востребованности обществом и государством. Необходимо устранение диспропорций, сложившихся между потребностями рынка труда и структурой специальностей и дисбаланса в оплате труда молодежи.
2.4. Социальное воспитание подростков и молодежи (работа по месту жительства)
Анализ показывает, что в молодежной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно растущее расслоение по социально-экономическим показателям.
В качестве одной из незамедлительных мер следует внедрить на постоянной основе социальный мониторинг с полугодовой периодичностью и комплекс соответствующих социологических замеров.
На фоне социально-экономических событий последних лет происходили важные сдвиги в общественном сознании молодежи. При том, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в новых условиях, рост недовольства качеством жизни стал ощутимее, чем в предыдущие годы. Вместе с тем, активизировались установки на обеспечение социальных гарантий, работу на государственных предприятиях и в учреждениях, стремление иметь хоть не слишком большую, но гарантированную зарплату и т.п.
Недавние социологические исследования показывают, что четверть молодых людей не находит ничего, чем могли бы гордиться граждане России, почти половина 15-17-летних хотели бы родиться в другой стране. Тем самым, остро ставится проблема воспитания патриотизма в широком смысле слова. Ориентация на материальные ценности сопровождается оттеснением на задний план ценностей духовного саморазвития. Крайне ослаблена ориентация на правовые способы достижения жизненного успеха.
Вместе с быстрым ростом национального самосознания в обществе, к сожалению, распространяются и националистические взгляды. Новым явлением стала активизация национальной идентичности как фактора напряженности в обществе. Пиковой формой этой напряженности в молодежной среде выступают национальная нетерпимость, фашизм и экстремизм.
Отмечается явный перекос в сторону правовых претензий молодежи в адрес государства при дефиците понимания, что права строятся на индивидуальных обязанностях каждого. Основные претензии и критика государства со стороны молодежи касаются правоприменения: 80% молодых россиян считают, что их права нарушались, каждый пятый из опрошенных, по самооценке, становился за последние 2-3 года жертвой преступления.
Общественные настроения такого рода, проявляющиеся в молодежной среде в столь значительном масштабе, предопределяют достаточно широкое развитие девиантных форм поведения среди молодых москвичей. Становится очевидной актуальность лозунга, выдвинутого Президентом РФ: "Нам нужна диктатура Закона!", а также необходимость поиска реальных путей для его воплощения.
Несовершеннолетние и молодежь значительную часть свободного времени проводят в кругу сверстников во дворах и на улицах. Самоорганизующиеся дворовые компании подростков, как правило, попадающие в структуры криминогенных группировок, остаются предметом общественной тревоги. Все чаще звучат неутешительные цифры статистики роста преступности и наркомании среди несовершеннолетних. Именно поэтому вопросы социального воспитания - а так сегодня называется работа с детьми - подростками и молодежью по месту жительства, являются актуальными направлениями молодежной политики.
КДСМ с учетом современных требований и новых социально-экономических условий обобщил опыт организации досуга и воспитания по месту жительства. В настоящее время эта работа рассматривается и как элемент досуга, и как составная часть профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, и как система занятости молодежи.
Социальное воспитание решает задачу социальной реабилитации, патриотического воспитания, физического развития, нравственного и духовного становления молодых москвичей. С этой целью КДСМ опирается на современные концептуальные подходы к социальному воспитанию в городских кварталах. На основе этих подходов разработан ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер и мероприятий заложенных в этапы реализации настоящей Программы.
Правительство Москвы за последние годы приняло ряд принципиальных постановлений и распоряжений, направленных на развитие системы социального воспитания детей, подростков и молодежи по месту жительства. Она представляет собой городскую сеть разнообразных по форме и различных по функциям учреждений, организаций, предприятий, работающих с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и использующих в своей работе единую взаимосвязанную систему проведения воспитательной работы.
В общей сложности в Москве действует до 900 таких организаций и учреждений, различных форм собственности. В работу этих структур вовлечено минимум 150 тыс. несовершеннолетних и молодежи, а участниками массовых программ становятся дополнительно порядка 100 тыс., причем большинство - это подростки, представляющие в плане социально-психологического формирования личности самый критический возраст.
Действующая сеть системы социального воспитания состоит из трех скоординированных секторов:
- Первый - государственный сектор - представляют муниципальные учреждения. К началу 2001 года в работу включено 75 муниципальных учреждений. До конца 2001 года их будет 125 - по одному в каждом муниципальном районе.
- Второй - некоммерческий сектор - представляют свыше 750 некоммерческих объединений и региональных общественных организаций. На сегодня перед обоими секторами стоит актуальнейшая задача сбалансированного кадрового обеспечения, организации полноценной системы подготовки и переподготовки социальных работников.
- Третий - коммерческий сектор - представляют около 30 предприятий. Среди них преобладают такие организационно-правовые формы как ЗАО, ООО, ИЧП, но есть в их составе и ГУП - государственные унитарные предприятия.
Блок целей и задач социального воспитания подростков и молодежи (работы по месту жительства) в городе Москве, сформированный в Программе, предусматривает развитие уже действующих и создание новых направлений деятельности профильных комитетов и заинтересованных организаций по снижению остроты и компенсированию обозначенных выше проблем. Настоятельно необходимо проведение регулярного социального мониторинга процессов, происходящих в молодежной среде. Предусматривается активное использование СМИ для пропаганды и популяризации среди молодых людей великого исторического наследия народов России, успехов в прошлом и настоящем, позитивного, оптимистического взгляда на будущее страны, утверждения ценностей духовного саморазвития, отрицание националистических взглядов, фашизма и экстремизма. Комплекс мероприятий информационно-пропагандистского характера, подготовка внутриведомственных нормативных документов направлены на повышение престижа ориентирования направовые способы достижения жизненного успеха. Программа несет в себе мероприятия, отвечающие насущной потребности в организации досуга и воспитания по месту жительства как, досуга, но и как составной части профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, а также системы занятости молодежи, дальнейшее целенаправленное развитие системы социального воспитания детей, подростков и молодежи по месту жительства.
3. Заключение
Молодежь - стратегический ресурс московского общества, Нереализованный потенциал молодежи, нерешенные молодежные проблемы отбрасывают назад не только молодежь, но и все общество, становятся проблемой всех, а не только молодых, москвичей.
Концепция государственной молодежной политики показывает в явном виде, что ее реализация выходит за рамки отраслей социальной сферы. Плюрализм молодежной среды, многообразие проявлений инициатив и стилей жизни современной молодежи диктует связь государственной и общественной молодежной политики, приводит к необходимости выполнения мероприятий Программы "Молодежь Москвы 2001 -2003".
Обобщая изложенное в разделе "Московская молодежь на рубеже веков - анализ ситуации", необходимо отметить ряд направлений в выполнении Программы и молодежной политики в целом, требующих пристального внимания со стороны Московских властей.
В организационном отношении необходимо на каждом из этапов реализации городской молодежной политики придерживаться точного и своевременного исполнения намеченных мероприятий Программы, что позволит оказывать системное воздействие государства, адресованное молодым.
Очевидно, что дальнейшее развитие молодежной политики, ее эффективная реализация в столице во многом сдерживается отсутствием закона о молодежи. В ходе первого этапа выполнения программы "Молодежь Москвы" настоятельно необходимо разработать и в течении второго этапа - 2002 год, принять его, согласовав с существующим федеральным законодательством.
См. Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. N 4 "О молодежи"
Необходимо продолжить разработку нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, предложений по изменению и дополнению ранее принятых законов, которые бы способствовали более совершенному правовому регулированию многообразных общественных отношений с участием молодежи.
В краткосрочной перспективе Программа позволит сосредоточить усилия на совершенствовании правового, организационного и кадрового обеспечения городской молодежной политики, обеспечить приток добровольцев, общественных активистов к проводимым мероприятиям и акциям.
При определении приоритетных направлений политики занятости Программа учитывает специфику молодежи при осуществлении таких мер, как: организация общественных и временных работ; содействие развитию самозанятости и малого предпринимательства; развитие и совершенствование системы профессионального образования на основе прогнозирования спроса на квалифицированные кадры; восстановление и развитие системы внутрипроизводственного обучения, в том числе и как инструмента предварительной профориентационной работы на предприятиях, планирующих массовое высвобождение работников.
Мероприятия Программы формируют современную инфраструктуру городской молодежной политики, включающей сеть учреждений социального обслуживания, информационных центров, бирж труда, подростково-молодежных клубов, обеспечивающую, прежде всего, решение задач на местном и региональном уровнях.
Специальным вопросом, требующим прояснения и принятия управленческих решений, прежде всего, на федеральном уровне остается создание системы ювенальной юстиции.
Насущная задача государственной молодежной политики - конкретное вложение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе: мировой опыт показывает, что в полном объеме эффект от проводимой государственной молодежной политики реализуется примерно через 5-10 лет после начала осуществления первых мероприятий.
Исключительно важно перейти от краткосрочных к среднесрочным и долгосрочным программам в области государственной молодежной политики.
Очевидно, назрело и некоторое изменение функций и задач Комитета по делам семьи и молодежи. Главной функцией Комитета на ближайшую перспективу должны стать защита и контроль за соблюдением прав молодежи (право социальной защиты, гарантии по доступности образования и обеспечению занятости и др.), а в случае отсутствия их нормативного закрепления - инициирование установления новых прав и гарантий.
------------------------------
* - по международным критериям население считается старым, когда доля людей в возрасте 65 и старше во всем населении превышает 7%.
4. Мероприятия по Программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003 гг."
NN п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители * |
Срок исполнения |
Стоимость всего (тыс.руб.) |
В том числе: |
Источники финансирования |
||
2001 г. (тыс.руб) |
2002 г. (тыс.руб) |
2003 г. (тыс.руб) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
4.1. Здоровье молодежи | ||||||||
1. |
Проведение целевой диспансеризации детей (до 6 лет - ежегодно, с обязательным ЭКГ - обследованием в 6 лет, 7-9 лет, 10, 12, 15 комплексное обследование и консультации всеми специалистами) |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
3500 |
1100 |
1150 |
1250 |
Бюджет |
2. |
Целевая диспансеризация подростков |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
2900 |
850 |
970 |
1080 |
Бюджет |
3. |
Дооснастить соответствующие подразделения ГКБ N 7, Тушинской ДКБ, ГКБ N 13 и ДГКБ N 13 им. Филатова необходимым лечебным и диагностическим оборудованием |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
45300 |
14300 |
15000 |
16000 |
Бюджет |
4. |
Дооснастить необходимым диагностическим и медицинским оборудованием детское кардиологическое отделение ГКБ N 67 и 4 хирургическое отделение ДГКБ N 13 им. Н.Ф. Филатова |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
36000 |
9000 |
12000 |
15000 |
Бюджет |
5. |
Продолжить работу по организации детского кардиохирургического центра на базе ДГКБ N 13 им. Н.Ф. Филатова |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
56000 |
25000 |
31000 |
- |
Бюджет |
6. |
Обеспечение подростков и молодежи консультативно-диагностической помощью в Молодежном Центре (ГП N 156) |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
- |
- |
- |
- |
- |
7. |
Выполнение целевой программы "Охрана здоровья подростков, студентов и учащихся средних специальных учебных заведений" |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
154100 |
48000 |
52100 |
54000 |
Бюджет |
8. |
Дальнейшая реализация программы "Планирование семьи": - снижение числа абортов, - уменьшение числа бездетных браков, - улучшение репродуктивного здоровья населения, - внедрение современных методов по предохранению от нежелательной беременности |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
250 |
70 |
80 |
100 |
Бюджет |
9. |
В рамках реализации городской программы "Безопасное материнство" снижение материнской, младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья подростков |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
750 |
230 |
250 |
270 |
Бюджет |
10. |
Завершить реконструкцию и оснащение 2-го этапа выхаживания недоношенных детей (с отделением реанимации и интенсивной терапии) в ГКБ N 8 и придание этому учреждению статуса и функций городского перинатального центра с соответствующим изменением штатного расписания |
КЗ |
2001 г. |
53300 |
53300 |
- |
- |
Бюджет |
11. |
Улучшить материально-техническое оснащение городского медико-генетического центра на базе ДГКБ N 13 им. Н.Ф. Филатова |
КЗ |
2001- 2002 гг. |
17000 |
7000 |
10000 |
- |
Бюджет |
12. |
Обеспечение беременных женщин противоанемическими препаратами и витаминами |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
123000 |
42000 |
40000 |
41000 |
Бюджет |
13. |
Переоснащение перинатальных центров |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
28000 |
9000 |
10000 |
9000 |
Бюджет |
14. |
Проведение профилактической работы с молодежью через координацию, сотрудничество и взаимодействие государственных и негосударственных учреждений по вопросам профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа в соответствии с концепцией "Реабилитационного пространства для несовершеннолетних и молодежи групп риска" в рамках реализации городской программы "Дети улиц" |
КДСМ, КЗ, КОиМС, ГЦДУ, ПАО, РУ, ОО |
2001- 2003 гг. |
12300 |
3000 |
4300 |
5000 |
Бюджет, привлеченные средства |
15. |
Проведение профилактической работы в средних и высших учебных заведениях с молодежью по предупреждению употребления наркотиков, профилактике заболеваний, передающихся половым путем. Проведение ежегодных конкурсов среди молодежных некоммерческих организаций города |
КЗ, КОиМС, КДСМ, МКО, ГЦДУ, ПАО, ОО |
2001- 2003 гг. |
11000 |
3000 |
3500 |
4500 |
Бюджет, привлеченные средства |
16. |
Проведение мероприятий к Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (ноябрь, июнь) |
КДСМ, ГЦДУ, ПАО, ОО |
2001- 2003 гг. |
1600 |
400 |
600 |
600 |
Бюджет, привлеченные средства |
17. |
Мероприятия в рамках Городской благотворительной программы "Дети улиц" |
Благотворительный фонд "Дети улиц", ГЦДУ |
2001- 2002 гг. |
9800 |
4900 |
4900 |
- |
Бюджет, привлеченные средства |
18. |
Реализация городской благотворительной программы "Прозрение" по профилактике и реабилитации наркобольных детей и подростков |
КЗ, КОиМС, КДСМ, МКО, ПАО |
2001- 2003 гг. |
47000 |
21000 |
13000 |
13000 |
Привлеченные средства |
19. |
Реализация Соглашения между Правительством Москвы и ЮНИСЕФ по программе "Дети улиц" |
КСС, ГЦДУ |
2001 г. |
5600 2800 |
5600 2800 |
- |
- |
Привлеченные средства, бюджет |
20. |
Реализация Городской благотворительной программы "Программа психологической защиты населения города" (мероприятия для подростков и молодежи, подвергшихся стрессовым воздействиям) |
КСС, ПАО, ОО |
2001- 2003 гг. |
30000 |
10000 |
10000 |
10000 |
Привлеченные средства, бюджет |
21. |
Проведение ежегодных культурно-спортивных акций "Байкеры России - против алкоголизма и наркомании" |
КДСМ, КК, ЕНМЦ, ОО |
2001- 2003 гг. |
3600 |
1200 |
1200 |
1200 |
Привлеченные средства, бюджет |
22. |
Проведение ежегодного международного фестиваля каскадеров "Прометей" |
КК, КДСМ, КОиМС, КС, ПАО, ОО |
2001- 2003 гг. |
10500 |
2500 |
4000 |
4000 |
Привлеченные средства, бюджет |
23. |
Строительство и реконструкция спортивных сооружений, создание материальной базы для занятий молодежи физической культурой и спортом. |
КСС, КС, УБПГЗ, ГПУ |
2001 г. |
2500000 |
2500000 |
- |
- |
Привлеченные средства, средства предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет г.Москвы |
Дальнейшее использование спортивной базы в интересах молодежи |
2001- 2003 гг. |
- |
- |
- |
- |
|||
24. |
Поддержка студенческого спорта, проведение московских студенческих игр, спартакиад учащихся техникумов и училищ |
КС, СР, МФП, КДСМ, МКО, ПАО |
2001- 2003 гг. |
3000 |
1000 |
1000 |
1000 |
Бюджет, привлеченные средства |
25. |
Проведение спартакиад среди воспитанников детско-подростковых учреждений (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды) |
КС, МКО, КДСМ ПАО, РУ |
2001- 2003 гг. |
900 |
300 |
300 |
300 |
Бюджет, привлеченные средства |
26. |
Проведение соревнований среди команд по месту жительства на призы клубов: "Кожаный мяч", "Золотая шайба", "Стартуем вместе" (в рамках программы "Мой двор - спортивный двор") |
КС, МКО, КДСМ, ПАО, ГЦДУ, РУ |
2001- 2003 гг. |
2400 |
800 |
800 |
800 |
Бюджет, привлеченные средства |
27. |
Проведение (весна, осень) городской спартакиады допризывной молодежи |
МКО, КС, ВК, ПАО, ОО, РУ |
2001- 2003 гг. |
2150 |
650 |
750 |
750 |
Бюджет, привлеченные средства |
28. |
Проведение городского молодежного фестиваля по экстремальным видам спорта |
КС, ОО, КДСМ, ПАО, РУ |
2001- 2003 гг. |
1800 |
600 |
600 |
600 |
Бюджет, привлеченные средства |
29. |
Проведение интерактивной выставки для детей и подростков "Спорт-лэнд" |
КС, КДСМ КОМС, МКО, МФП |
2001- 2003 гг. |
2160 |
720 |
720 |
720 |
Привлеченные средства, бюджет |
30. |
Организация и проведение ежегодных конкурсов на лучшую организацию спортивной молодежной работы среди: - коллективов предприятий Москвы, - общеобразовательных школ, - высших и средне-специальных учебных заведений, - спортивных федераций, - жилых микрорайонов |
КС, МКО КОиМС, МФП, КДСМ, ПАО, РУ ОО |
2001- 2003 гг. |
450 |
150 |
150 |
150 |
Привлеченные средства, бюджет |
31. |
Создание общегородской системы контроля за физическим здоровьем и работоспособностью населения (программа "Резервы здоровья и работоспособности юных москвичей) |
КС, МКО, КДСМ, АНСП, ПАО |
2001- 2003 гг. |
50000 |
20000 |
15000 |
15000 |
Привлеченные средства |
32. |
Организация городского очно-заочного смотра-конкурса "Резервы здоровья и физической подготовленности молодежи Москвы - Тест-программа Мэра Москвы" на призы Мэра Москвы, префектов административных округов и глав районных Управ |
КС, МКО, КДСМ, АНСП, ПАО |
2001- 2003 гг. |
76500 |
25500 |
25500 |
25500 |
Бюджет, привлеченные средства |
33. |
Выявление и отбор молодых спортивных талантов из числа воспитанников спортивных школ и общеобразовательных учреждений |
КС, МКО |
2001- 2003 гг. |
- |
- |
- |
- |
Бюджет |
34. |
Проведение целевых спортивных мероприятий среди молодых инвалидов |
КС, МФП, КДСМ, КСЗ, КОиМС, ПАО, РУ, ОО |
2001- 2003 гг. |
4500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Бюджет, привлеченные средства |
35. |
Проведение спортивных соревнований и мероприятий в системе общеобразовательных учреждений Москвы: - по мини-футболу, - спортивных олимпиад, - фестивалей по зимним видам спорта, - летних спартакиад |
МКО, РУ |
2001- 2003 гг. |
16000 |
4000 |
6000 |
6000 |
Бюджет, привлеченные средства |
36. |
Проведение ежегодных соревнований по массовым видам автомобильного спорта среди подростковых и молодежных команд |
КС, КДСМ ПАО, РУ, РАФ, РОСТО, ОО, ГЦДУ |
2001- 2003 гг. |
6000 |
2000 |
2000 |
2000 |
Бюджет, привлеченные средства |
|
Итого (тыс. руб.): |
|
|
3320160 |
2821470 |
268370 |
230320 |
|
4.2. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи | ||||||||
1. |
Проведение общегородских ярмарок вакансий для молодежи (две ярмарки в год) |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, ПАО |
2001- 2003 гг. |
1578 |
526 |
526 |
526 |
Бюджет, привлеченные средства |
2. |
Проведение московских общегородских акций "Подросток - право на будущее", направленных на приобщение молодежи и подростков к труду, спорту и искусству (две акции в год) |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, МКО, ПАО |
2001- 2003 гг. |
3600 |
1200 |
1200 |
1200 |
Бюджет, привлеченные средства |
3. |
Проведение акции "Профессиональный выбор" (профконсультирование, профтестирование, профориентация) |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, ПАО |
2001- 2003 гг. |
741 |
247 |
247 |
247 |
Бюджет, привлеченные средства |
4. |
Содействие трудоустройству студентов и выпускников вузов через студенческие информационно-консультативные пункты |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, КДСМ, СР |
2001- 2003 гг. |
2742 |
914 |
914 |
914 |
Бюджет, привлеченные средства |
5. |
Профориентационная деятельность среди будущих абитуриентов высшей школы (создание в электронном и бумажном виде полноценной энциклопедии высшей школы) |
КДСМ, КОиМС, СР, АПОС |
2002 г. |
500 |
- |
500 |
- |
Бюджет, привлеченные средства |
6. |
Разработка профессиограмм массовых профессий для молодежи г.Москвы (1100 профессиограмм) |
МЦТЗМ |
2001- 2003 гг. |
3300 |
1100 |
1100 |
1100 |
Бюджет, привлеченные средства |
7. |
Содействие трудоустройству слабозащищенных категорий молодежи: выпускников сиротских учреждений, инвалидов, а также молодежи с девиантным поведением |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, МГФМ, МКО, ПАО |
2001- 2003 гг. |
11700 |
3900 |
3900 |
3900 |
Бюджет, привлеченные средства |
8. |
Проведение локальных ярмарок вакансий в ВУЗах |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, СР |
2001- 2003 гг. |
900 |
300 |
300 |
300 |
Бюджет |
9. |
Создание трудовых объединений подростков по участию в городской программе "Мой двор, мой подъезд" |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, ПАО, РУ МГФМ, ОО, МКО УЖКХиБ |
2001- 2003 гг. |
11700 |
3900 |
3900 |
3900 |
Бюджет, привлеченные средства |
10. |
Организация рабочих мест и социальных производств для несовершеннолетних и инвалидов в возрасте до 29 лет |
КСС, ДФГСЗ, КДСМ, КОиМС, МГФМ КСЗ, МФП ПАО, МСЦ |
2001- 2003 гг. |
900000 |
300000 |
300000 |
300000 |
Бюджет, привлеченные средства, средства от квотирования |
11. |
Реализация программы "Молодежный социально-производственный холдинг" |
МГФМ, КДСМ, ДФГСЗ, ПАО |
2001- 2003 гг. |
32500 |
9500 |
11000 |
12000 |
Бюджет, привлеченные средства, средства от квотирования |
12. |
Создание и деятельность штаба трудовых объединений молодежи (ТОМ) для координации деятельности трудовых объединений молодежи |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, КДСМ, МГФМ, МКО |
2001- 2003 гг. |
19600 |
6000 |
6600 |
7000 |
Бюджет, привлеченные средства |
13. |
Реализация программы "Гранты Мэра Москвы" в рамках выполнения РМ N 124 от 16.02.2001 г. - профессиональная подготовка специалистов гостиничного комплекса из числа одаренной и перспективной молодежи - установление 30 грантов Мэра Москвы для студентов из малообеспеченных семей города |
ДВС, СР |
2001- 2003 гг. |
30000 |
10000 |
10000 |
10000 |
Бюджет |
14. |
Формирование выездных трудовых объединений молодежи. Проведение ремонта баз проживания для выездных ТОМ |
ДФГСЗ, МЦТЗМ КДСМ, МГФМ, МКО |
2001- 2003 гг. |
1200 |
400 |
400 |
400 |
Бюджет, привлеченные средства |
15. |
Организация экологических трудовых объединений молодежи в Москве и области, проведение мониторинга малых рек Подмосковья, истоков Волги |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, КДСМ, МГФМ, МКО |
2001- 2003 гг. |
1800 |
600 |
600 |
600 |
Бюджет, привлеченные средства |
16. |
Развитие молодежной службы милосердия для обслуживания пенсионеров, одиноких и детей-инвалидов |
ДФГСЗ, МЦТЗМ, КСЗ |
2001- 2003 гг. |
6600 |
2000 |
2200 |
2400 |
Бюджет, привлеченные средства |
17. |
Организация конкурса проектов по созданию новых рабочих мест для молодежи в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения в новых районах массового жилищного строительства |
ДПРУ, МГФМ, МЦТЗМ |
2001- 2003 гг. |
300 |
100 |
100 |
100 |
Бюджет, привлеченные средства |
18. |
Организация регулярных проверок по соблюдению трудовых прав молодежи |
МФП, ДФГСЗ, ПАО, РУ |
2001- 2003 гг. |
- |
- |
- |
- |
- |
19. |
Проведение регулярных мероприятий: "круглых столов", научно-практических конференций, семинаров на тему: "Молодежь в предпринимательской деятельности" |
ДПиРМП, КДСМ, МГФМ, СДМ, МЦТЗМ, ПАО |
2001- 2003 гг. |
450 |
100 |
150 |
200 |
Бюджет, привлеченные средства |
20. |
Проведение ежегодной выставки "Молодые предприниматели и ремесленники" |
ДПиРМП, ТППМ, МГФМ, КДСМ, ПАО |
2001- 2003 гг. |
350 |
150 |
100 |
100 |
Бюджет, привлеченные средства |
21. |
Проведение конкурса "Лучший молодой предприниматель года", бизнес-фестиваля начинающих предпринимателей |
МГФМ, КДСМ, МЦТЗМ, ПАО |
2001- 2003 гг. |
2100 |
700 |
700 |
700 |
Бюджет, привлеченные средства |
22. |
Создание бизнес-инкубаторов для молодежи |
МГФМ, КДСМ, МКПП МЦТЗМ, ПАО |
2002- 2003 гг. |
9000 |
- |
4500 |
4500 |
Бюджет, привлеченные средства |
23. |
Организация и проведение социально-адаптационных программ для подростков "Я - налогоплательщик", "Семейный бюджет", "Азбука рынка", "Я - предприниматель" |
КДСМ, СДМ, ОО, РУ |
2001- 2003 гг. |
600 |
200 |
200 |
200 |
Бюджет, привлеченные средства |
24. |
Проведение городского конкурса на лучший предпринимательский проект студенческой и учащейся молодежи |
МЦТЗМ, КДСМ, МГФМ, ДПиРМП, МКО, ОО |
2001- 2003 гг. |
5250 |
1750 |
1750 |
1750 |
Бюджет, привлеченные средства |
25. |
Проведение городского конкурса трудоустройства в рамках подпрограммы "Надежда России", организация студенческой практики и трудоустройства |
КОиМС, МКО, КДСМ, ДФГСЗ, СР, МСЦ, ОО |
2001- 2003 гг. |
1182 |
394 |
394 |
394 |
Бюджет |
26. |
Разработка и проведение цикла практических семинаров, деловых игр, тренингов "Технология поиска работы" |
КОиМС, МКО, МСЦ |
2001- 2003 гг. |
450 |
250 |
100 |
100 |
Бюджет |
27. |
Организация и ежегодное проведение Московского международного молодежного форума "Образование - Занятость - Карьера" |
КОиМС, ДФГСЗ, МКО, КДСМ, МСР, МСЦ АИСТИ |
2001- 2003 гг. |
3900 |
1300 |
1300 |
1300 |
Бюджет, привлеченные средства |
28. |
Проведение межвузовских мероприятий "День карьеры", специализированных курсов, тренингов для оказания студентам и выпускникам вузов, содействия в карьерной ориентации, трудоустройстве |
КОиМС, МКО, ДФГСЗ, КДСМ, СР МСР, МСЦ |
2001- 2003 гг. |
2508 |
836 |
836 |
836 |
Бюджет |
29. |
Участие в Международной выставке "Образование и карьера" |
МКО, МСЦ, СР |
2001- 2003 гг. |
750 |
250 |
250 |
250 |
Бюджет |
30. |
Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства по номинациям рабочих специальностей |
КСС, МФП, ДНиПП, ДФГСЗ, ПАО, ОО |
2001- 2003 гг. |
1000 |
300 |
300 |
400 |
Бюджет, привлеченные средства |
|
Итого (тыс. руб.): |
|
|
1056301 |
346917 |
354067 |
355317 |
|
Средства, направляемые Департаментом Федеральной Государственной службы занятости по г. Москве (ДФГСЗ) уточняются ежегодно с учетом возможностей федерального бюджета (в графе "Источники финансирования" указаны как "привлеченные средства"). | ||||||||
4.3. Социальное обеспечение молодежи | ||||||||
1. |
Материальная поддержка студентов, в том числе: |
УБПГЗ, КДСМ, АПОС, СР |
2001- 2003 гг. |
|
|
|
|
|
- именные стипендии Мэрии (10 тыс. человек) |
77712 |
17712 |
24000 |
36000 |
Бюджет |
|||
- дотации остронуждающимся студентам ВУЗов (28 тыс.человек) |
218400 |
33600 |
50400 |
134400 |
||||
2. |
Установление именных стипендий для учащихся-инвалидов |
КДСМ, негосударственные фонды |
2001- 2003 гг. |
1800 |
300 |
600 |
900 |
Привлеченные средства |
3. |
Материальная поддержка семей при рождении ребенка - выдача бесплатных видеокассет и комплектов для новорожденных детей |
КЗ |
2001- 2003 гг. |
29885 |
8722 |
10030 |
11133 |
Бюджет |
4. |
Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением ребенка |
КСЗН |
2001- 2003 гг. |
156960 |
33210 |
55000 |
68750 |
Бюджет |
См. постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 199-ПП
См. Московскую программу "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. N 805-ПП
11. |
Обеспечение жильем выпускников детских домов и сиротских учреждений |
ДМЖ, КСЗ МКО, КДСМ |
2001- 2003 гг. |
- |
- |
- |
- |
Бюджет |
12. |
Оздоровительные мероприятия для подростков, молодежи и студентов в период каникул (проведение ежегодного конкурса среди общественных молодежных и студенческих организаций) |
КДСМ, КОиМС, МКО, МФП, ОО, ПАО |
2001- 2003 гг. |
70000 |
20000 |
22500 |
27500 |
Бюджет, привлеченные средства |
13. |
Ежегодное проведение конкурсных программ семейного отдыха среди общественных объединений |
КДСМ, МФП, ОО |
2001- 2003 гг. |
9000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Бюджет, привлеченные средства |
14. |
Проведение конкурса за право получения статуса Московского межвузовского студенческого лагеря |
МФП, вузы г.Москвы, КДСМ |
2001- 2003 гг. |
600 |
200 |
200 |
200 |
Бюджет, привлеченные средства |
15. |
Участие в реализации мер по оздоровлению и отдыху детей-инвалидов до 18 лет |
КЗ, КСЗ, КДСМ, Фонд "МоскваКрым" |
2001- 2003 гг. |
39000 |
10000 |
13000 |
16000 |
Бюджет, привлеченные средства |
16. |
Оздоровление студентов в санаториях-профилакториях, обеспечение студентов пособиями по социальному страхованию |
МРО ФСС РФ |
2001- 2003 гг. |
102200 |
32200 |
35000 |
35000 |
Привлеченные средства |
17. |
Реализация программы Московский студенческий педагогический отряд с целью привлечения студентов к работе в летних оздоровительных лагерях |
КДСМ, МФП, ОО |
2001- 2003 гг. |
1500 |
400 |
500 |
600 |
Бюджет |
18. |
Создание социально-реабилитационных центров для подростков и молодежи** |
КДСМ, ОО, ПАО |
2002- 2003 гг. |
20000 |
- |
10000 |
10000 |
Бюджет |
|
Итого (тыс. руб.): |
|
|
964657 |
240294 |
290980 |
433383 |
|
4.4. Социальное воспитание и профилактика правонарушений | ||||||||
1. |
Создание и содержание государственных (муниципальных) учреждений по работе с детьми и подростками (по одному в каждом районе) |
ПАО, РУ, ДГМИ, КДСМ, КС, ГЭОМЦ |
2001- 2003 гг. |
196500 |
20500 |
80000 |
96000 |
Бюджет, привлеченные средства |
2. |
Ремонт помещений и укрепление материально-технической базы государственных (муниципальных) учреждений по работе с подростками и молодежью по месту жительства |
МУ, УБПГЗ, КДСМ, РУ |
2001 г. |
45600 |
45600 |
- |
- |
Средства предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части зачисляемой в бюджет г.Москвы |
3. |
Реализация мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе городского социального приюта для детей и подростков |
КДСМ, ПАО, ОО |
2001- 2003 гг. |
1600 |
400 |
600 |
600 |
Бюджет, привлеченные средства |
4. |
Создание и деятельность межрайонных центров "Дети улиц" |
КДСМ, ПАО |
2001- 2003 гг. |
70700 |
27700 |
21000 |
22000 |
Бюджет |
5. |
Ежегодное проведение конкурса программ среди детских и молодежных общественных объединений, социальных учреждений, фондов и организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
КДСМ, КОиМС, ПАО, РУ, ОО |
2001- 2003 гг. |
10000 |
2500 |
3000 |
4500 |
Бюджет, привлеченные средства |
6. |
Организация и проведение социально-реабилитационных оздоровительных лагерей для подростков и молодежи "группы риска" |
КДСМ, МКО, КОиМС, ГУВД, ПАО, РУ |
2001- 2003 гг. |
59000 |
18000 |
20000 |
21000 |
Бюджет, привлеченные средства |
7. |
Ежегодное проведение конкурса программ среди общественных и некоммерческих организаций по работе с подростками и молодежью |
КОиМС, КДСМ, КС, ПАО ГЭОМЦ, ОО |
2001- 2003 гг. |
7500 |
2000 |
2500 |
3000 |
Бюджет, привлеченные средства |
8. |
Городской слет "Призывник - зима 2001 (2002, 2003) года" |
МКО, ВК, ПАО, РУ |
2001- 2003 гг. |
1740 |
580 |
580 |
580 |
Бюджет |
9. |
Проведение городского спортивно-патриотического праздника "Сыны Отечества", научно-практической конференции |
МКО, ПАО |
2001- 2003 гг. |
1905 |
585 |
635 |
685 |
Бюджет, привлеченные средства |
10. |
Весенний городской слет военно-патриотических клубов и объединений образовательных учреждений |
МКО, ВК |
2001- 2003 гг. |
1380 |
460 |
460 |
460 |
Бюджет, привлеченные средства |
11. |
Осенний городской слет военно-патриотических клубов и объединений образовательных учреждений |
МКО, ВК |
2001- 2003 гг. |
1170 |
390 |
390 |
390 |
Бюджет, привлеченные средства |
12. |
Городской слет-соревнование "Школа безопасности" |
МКО, МЧС |
2001- 2003 гг. |
1521 |
507 |
507 |
507 |
Бюджет, привлеченные средства |
13. |
Городской слет "Юный спасатель" |
МКО, МЧС |
2001- 2003 гг. |
1380 |
460 |
460 |
460 |
Бюджет, привлеченные средства |
14. |
Военно-спортивный праздник по видам спорта осенней спартакиады допризывной молодежи |
МКО, КС, ВК |
2001- 2003 гг. |
1479 |
493 |
493 |
493 |
Бюджет, привлеченные средства |
15. |
Горо |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2001 г. N 403-ПП "О программе "Молодежь Москвы" на 2001-2003... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.