г. Иркутск |
|
23 апреля 2014 г. |
N А19-8562/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Юшкарёва И.Ю.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при участии в судебном заседании представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Артюхова Алексея Михайловича - Жирнова Виталия Александровича (доверенность от 9 января 2014 года) и представителя администрации города Иркутска Борисова Александра Алексеевича (доверенность от 31 декабря 2013 года N 059-72-965/13),
рассмотрев кассационную жалобу гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Артюхова Алексея Михайловича на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по делу N А19-8562/2013 Арбитражного суда Иркутской области, (суд первой инстанции: Колосов В.И.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Артюхов Алексей Михайлович (ОГРНИП 308381217200030; место жительства - Иркутская область, город Иркутск; далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610; место нахождения - Иркутская область, город Иркутск; далее также - администрация) об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева, выраженного в письме заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 10.04.2013 N 957-74-1952/13.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2013 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Суд первой инстанции признал незаконным решение об отказе в предоставлении предпринимателю земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева, выраженное в письме заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 10.04.2013 N 957-74-1952/13, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2013 года отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу постановлением суда апелляционной инстанции, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда по данному делу принято с нарушением единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права, неверном истолковании закона.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель администрации возражал против них, просил обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 04750, 04751; информация, размещённая на официальном сайте Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" 18.03.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, 05.02.2013 в газете "Иркутск официальный" N 4 опубликована информация о предстоящем предоставлении земельного участка площадью 1918 кв.м. в Свердловском районе г. Иркутска, ул. Сергеева в аренду сроком на 5 лет Кузнецову Денису Владимировичу для благоустройства территории.
04.03.2013 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для организации благоустройства.
Письмом заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 10.04.2013 N 957-74-1952/13 предпринимателю было отказано в предоставлении данного земельного участка.
Заявитель, полагая, что данным отказом были нарушены его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, а сам отказ не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным указанного акта администрации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование предпринимателя, исходил из того, что указанное в оспариваемом письме основание для отказа, и, соответственно, само решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу о неверном истолковании судом первой инстанции Порядка прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9, которое противоречит принципу соблюдения баланса публичного и частного интересов, а также к выводу о том, что решение об отказе предпринимателю в предоставлении земельного участка не нарушило его права и законные интересы.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвёртого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение названных положений Земельного кодекса Российской Федерации решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9 утверждён Порядок прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством (далее также - Порядок прохождения документов), согласно которому в случае если в отношении земельного участка не осуществлён государственный кадастровый учёт:
- заявитель, заинтересованный в предоставлении указанного земельного участка для цели, не связанной со строительством, подаёт в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска заявление на имя мэра города Иркутска о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера, местоположения и испрашиваемого права на земельный участок с приложением определённых документов (пункт 3);
- комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска в течение месяца с момента регистрации заявления с учётом зонирования территории города определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели и при наличии такой возможности в течение 7 дней с момента регистрации заявления запрашивает в Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области информацию, подтверждающую государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждает её распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска и выдает заявителю; заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 3.1.1);
- в течение 7 дней с момента утверждения схемы расположения земельного участка комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска передает в управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска информацию о земельном участке, который предоставляется заявителю на определенном праве и предусмотренных условиях, для опубликования её в газете "Иркутск" или в газете "Иркутск официальный" (пункт 3.1.3).
Из указанного следует, что как Земельным кодексом Российской Федерации (абзац четвёртый пункта 1 статьи 34), так и Порядком прохождения документов (пункт 3.1.3) на орган местного самоуправления возложена обязанность по информированию населения о предоставлении земельных участков на определённом праве и предусмотренных условиях.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года N 4224/10 сформулирован правовой подход, заключающийся в том, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами может быть подано заявление о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
На основании анализа статей 31, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также с учётом абзаца второго пункта 1 Порядка прохождения документов, согласно которому предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется посредством продажи земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) либо путём предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о возможности распространения вышеприведённой правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применительно к случаям предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, что соответствует сложившейся судебной практике.
В силу пункта 3.2 Порядка прохождения документов, издание постановления администрации города Иркутска о предоставлении заявителю земельного участка для цели, не связанной со строительством, осуществляется не ранее, чем по истечении одной недели с момента опубликования сообщения.
Буквальное толкование норм пункта 3.2 Порядка прохождения документов позволяет сделать вывод о том, что по истечении одной недели с момента опубликования информации о предоставлении земельного участка, то есть уже на восьмой день после публикации, орган местного самоуправления вправе издать постановление о предоставлении заявителю земельного участка.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что поддержанный судом первой инстанции подход к толкованию нормы пункта 3.2 Порядка прохождения документов является ошибочным и противоречит принципу соблюдения баланса публичного и частного интересов (пункт 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), а также не отвечает принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу (пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Четвертым арбитражным апелляционным судом обоснованно обращено внимание на то, что в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определённого указанными процедурами срока, и, следовательно, после истечения срока, определённого пунктом 3.2 Порядка прохождения документов, поступившие заявки рассмотрению не подлежат.
Таким образом, в случае поступления заявки после истечения срока, указанного в пункте 3.2 Порядка прохождения документов, отказ в предоставлении земельного участка, безотносительно его мотивов, равно как и отсутствие ответа на обращение, не может нарушать права и законные интересы заявителя. Данное обстоятельство, в случае его установления судом, само по себе может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судом апелляционной инстанции установлен факт пропуска заявителем срока, предусмотренного пунктом 3.2 Порядка прохождения документов и, соответственно, отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ администрации в полной мере соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и принятому в соответствии с ним Порядку прохождения документов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для целей, не связанных со строительством, утвержденному Решением Думы города Иркутска от 21.05.2009 N 004-20-611060/9.
Таким образом, факт несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту судом апелляционной инстанции не установлен, а заявителем не доказан.
Исходя из этого, основания для признания ненормативного правового акта недействительным, предусмотренные статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса и пункта 3.2 Порядка прохождения документов основан на неверном толковании заявителем положений указанных нормативных актов, поскольку им не учтено, что истечение определенного нормативным актом срока подачи заявок (абзац 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации) является одновременно как основанием оставления поступающих по истечении этого срока заявок без рассмотрения, так и основанием издания постановления администрации (пункт 3.2 Порядка прохождения документов).
Оценивая довод жалобы об отсутствии в оспариваемом ненормативном акте указания на пропуск заявителем срока на подачу заявки, как основания для отказа в предоставлении земельного участка, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, в связи с чем, отсутствие в решении указания на пропуск срока на подачу заявки не может повлечь нарушение прав и законных интересов заявителя.
Ссылка заявителя на арбитражную практику Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и судов иных округов не может иметь юридического значения, поскольку относится к делам с иными фактическими обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2013 года по делу N А19-8562/2013 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о неправильном применении судом апелляционной инстанции пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса и пункта 3.2 Порядка прохождения документов основан на неверном толковании заявителем положений указанных нормативных актов, поскольку им не учтено, что истечение определенного нормативным актом срока подачи заявок (абзац 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации) является одновременно как основанием оставления поступающих по истечении этого срока заявок без рассмотрения, так и основанием издания постановления администрации (пункт 3.2 Порядка прохождения документов).
...
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, в связи с чем, отсутствие в решении указания на пропуск срока на подачу заявки не может повлечь нарушение прав и законных интересов заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2014 г. N Ф02-1237/14 по делу N А19-8562/2013