г. Иркутск |
|
19 мая 2014 г. |
N А19-13806/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Смирнова Вячеслава Валерьевича - Тихомирова Ю.Г.(доверенность от 21.10.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2013 года по делу N А19-13806/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Дмитриенко Е.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,),
установил:
индивидуальный предприниматель Смирнов Вячеслав Валерьевич (ОГРНИП 309385027300138, ИНН 381100854663, далее - индивидуальный предприниматель Смирнов В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1083847001017, ИНН 3823031803, далее - фонд) о признании незаконным его решения от 14.03.2013 года N 17 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
Как указано в кассационной жалобе, предприниматель был надлежащим образом и заблаговременно извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки и имел возможность присутствовать лично или через своего представителя, однако данным правом не воспользовался.
Предпринимателем представлен отзыв на кассационную жалобу инспекции, из которого следует о его согласии с судебными актами.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, должностными лицами фонда проведена камеральная проверка документов, представленных предпринимателем.
По итогам камеральной проверки составлен акт от 18.02.2013 N 17, согласно которому установлено, что предпринимателем Смирновым В.В. нарушен срок регистрации в качестве страхователя, осуществлялась деятельность без регистрации в качестве страхователя.
Представителю предпринимателя по доверенности Тихомирову Ю.Г. 19.02.2013 вручено уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов камеральной проверки на 13.03.2013 года с 10 часов 00 минут до 13 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом принято решение от 14.03.2013 N 17 о привлечении страхователя к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Требованием от 10.04.2013 N 17 предпринимателю предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафных санкций в срок до 29.04.2013.
Полагая, что решение фонда и порядок его принятия не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, индивидуальный предприниматель Смирнов В.В. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным заявлением.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Статьей 6 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что регистрация страхователей осуществляется в исполнительных органах страховщика: страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников; страхователей - физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанного договора.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика.
Абзацем вторым указанной нормы права установлено, что нарушение установленного статьей 6 настоящего Федерального закона срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Абзацем четвертым указанной нормы права также установлено, что осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тысяч рублей.
В силу абзаца восьмого пункта 1 статьи 19 N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Информационного письма от 20.02.2006 года N 105, к правоотношениям сторон по процедуре привлечения страхователя к ответственности применяются нормы Главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, Фонд социального страхования обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. В случае подачи лицом, в отношении которого проводилась проверка, заявления об ознакомлении с материалами дела Фонд социального страхования обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами проверки не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов проверки.
Пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.
Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данных лиц, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные предпринимателем требования, на основании исследования и оценки представленных в материалы дела документов по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводам о том, что предприниматель не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в связи с чем был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов, представлять письменные возражения на акт проверки с приложением документов, подтверждающих обоснованность своих возражений и фонд, не имея доказательств, достоверно подтверждающих надлежащее извещение, а равно неизвещение страхователя о рассмотрении материалов проверки, не вправе был рассматривать материалы проверки по существу.
Фондом составлено уведомление от 18.02.2013 N 17, согласно которому рассмотрение акта от 18.02.2013 N 17 и материалов проверки состоится 13.03.2013 с 10 часов 00 минут по 13 часов 00 минут по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, д. 109 "Б", а/я 278.
Таким образом, точное время, на которое назначено рассмотрение материалов проверки, а также соответствующий кабинет, не указаны.
Следовательно, в отсутствие достаточных сведений о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки уведомление от 18.02.2013 N 17 не может рассматриваться в качестве надлежащего доказательства уведомления страхователя.
Кроме того, согласно протоколам от 13.03.2013 N 17 и от 13.03.2013 N 17а рассмотрение материалов проверки состоялось в период с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут, то есть фактически до истечения срока, установленного в уведомлении от 18.02.2013 N 17 (с 10 часов 00 минут по 13 часов 00 минут).
Таким образом, при явке в фонд после 11 часов 30 минут 13.03.2013 предприниматель в любом случае был лишен возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки в сроки, определенные вышеуказанным уведомлением.
Судом апелляционной инстанции также правильно указано, что оспариваемое решение не соответствует положениям пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объективная сторона вменяемых предпринимателю правонарушений не раскрыта, не изложены обстоятельства совершенных привлекаемым к ответственности лицом правонарушений со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Исходя из изложенного, судами обоснованно удовлетворены заявленные требования.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 9 декабря 2013 года по делу N А19-13806/2013 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.