г. Иркутск |
|
14 октября 2014 г. |
N А10-5084/2013 |
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 302-ЭС14-8088 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Бандурова Д.Н., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ниникиной В.С.,
при участии в судебном заседании представителей: от администрации муниципального образования "Кабанский район" - Божеева Руслана Сергеевича (доверенность от 09.01.2014, паспорт), от дачного некоммерческого товарищества Дружба" - Фетисовой Надежды Георгиевны (доверенность от 23.04.2012, паспорт); от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия - Тарнуевой Валентины Валерьевны (доверенность от 23.06.2014, паспорт), помощника прокурора Республики Бурятия - Болотовой Лидии Данзановны (служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы администрации Муниципального образования "Кабанский район", Дачного некоммерческого товарищества "Дружба" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2014 года по делу N А10-5084/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Муравьева Е.Г., суд апелляционной инстанции: Скажутина Е.Н., Капустина Л.В., Юдин С.И.),
установил:
Администрация Муниципального образования "Кабанский район" (ОГРН: 1020300668585, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН: 1090327009354, далее - Росимущество, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по Республике Бурятия), Дачное некоммерческое товарищество "Дружба" (далее - ДНТ "Дружба"), Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Бурятия, прокурор Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2014 года, в иске отказано.
Не согласившись с судебными актами, администрация и ДНТ "Дружба" обжаловали их в кассационном порядке.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, выводы основаны на неполно исследованных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, а также на неправильной их оценке.
Заявители кассационных жалоб считают неприменимой к спорному земельному участку норму статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и безосновательным вывод судов о том, что этот участок в силу упомянутой нормы отнесен к разграниченным землям и находящимся в собственности Российской Федерации.
Поскольку право федеральной собственности на земельные участки, предоставленные ФГУП "ВСЖД" до ликвидации в 2004 году, не было зарегистрировано в соответствии с действующим в тот период Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", администрация полагает, что эти земли относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение ими осуществляется органами местного самоуправления.
Администрация и ДНТ "Дружба" утверждают, что право постоянного бессрочного пользования у ФГУП "ВСЖД" на спорный земельный участок не возникло, поскольку не было зарегистрировано в установленном законом порядке и, более того, участок был передан постановлением администрации Кабанского района от 18.10.2002 N 922 незаконно.
В качестве безусловного основания к отмене судебных актов администрация указывает на непривлечение к участию в деле собственников разделенных земельных участков в составе спорного, права которых затронуты вынесенными по настоящему делу судебными актами.
Кроме того, заявители кассационных жалоб не согласны с выводом апелляционного суда о выборе истцом ненадлежащего способа защиты права.
Также ДНТ "Дружба" ссылается на отсутствие доказательств перехода спорного земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования от ФГУП "ВСЖД" к ФГУСП "Большереченский" и неправомерное, противоречащее статье 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечение к участию в деле прокурора.
В письменных отзывах на кассационные жалобы Росимущество, Управление Росреестра по Республике Бурятия, прокуратура Республики Бурятия возражали их доводам.
Из возражений на кассационные жалобы следует, что право собственности Российской Федерации возникло в связи с тем, что спорный земельный участок был закреплен за федеральным государственным унитарным предприятием, преобразование ФГУПС "Большереченский" в ОАО "Большереченский" не прекратило право федеральной собственности, поскольку земельный участок не вошел в перечь объектов, подлежащих приватизации.
Присутствующие в судебном заседании представители подтвердил доводы и требования, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на неё.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзывах на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судами установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Кабанской районной администрации от 08.12.1993 N 316 за Транссовхозом "Большереченский" на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 6054 га.
09.12.1993 Транссовхозу "Большереченский" выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, всего 6054 га, расположенным в Республике Бурятия, Кабанский район, с. Большая речка, для использования в сельскохозяйственных целях.
После проведенного в 2002 году в соответствии со статьёй 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" межевания администрацией Муниципального образования "Кабанский район" 18.10.2002 приняты постановления N 922 и N 922-1, которыми утверждены материалы межевания земель ФГУП "ВСЖД" Министерства путей сообщения Российской Федерации по объекту "Транссовхоз "Большереченский", находящемуся по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, с. Большая Речка, выполненные индивидуальным предпринимателем Луневым П.И. по заданию директора института "Иркутскжилдорпроект" ГУП ВСЖД о производстве работ по межеванию земель ВСЖД вне полосы отвода.
Указанными постановлениями признан утратившим силу пункт 1.2 постановления Кабанской районной администрации от 08.12.1993 N 316, земельные участки общей площадью 1127,31 га из земель Транссовхоза "Большереченский" переданы в состав земель фонда перераспределения.
Пунктами 4 постановлений от 18.10.2002 N 922, N 922-1 в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП "ВСЖД" Министерства путей сообщения Российской Федерации под объекты "Транссовхоза "Большереченский" переданы земельные участки общей площадью 4615,69 га, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района предписано после проведения инвентаризации земель ФГУП "ВСЖД" МПС Российской Федерации внести изменения в земельно-кадастровую документацию по количественному составу земель.
20.11.2002 руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Кабанского района Республики Бурятия утверждено межевое дело, по которому были установлены и закреплены на местности границы земельных участков Транссовхоза "Большереченский". В качестве правообладателя указано ФГУП "ВСЖД" Министерства путей сообщения Российской Федерации, Транссовхоз "Большереченский", границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, земельные участки отнесены к землям сельскохозяйственного назначения.
16.05.2003 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 03:09:690103:2.
Во исполнение распоряжения Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20.11.2002 N 729-р ФГУП "ВСЖД" 10.03.2003 был издан приказ N 18н "О создании федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий "Нижнеудинск" и "Большереченский", на основании которого предусмотрено создание в Управлении дороги комиссии по передаче с баланса ФГУП "ВСЖД" обособленных подразделений совхозов "Нижнеудинск" и "Большереченский" на баланс федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий "Нижнеудинск" и "Большереченский" и обеспечение в установленном порядке передачи имущества обособленных подразделений совхозов "Нижнеудинск" и "Большереченский" с баланса ВСЖД на баланс федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий "Нижнеудинск" и "Большереченский".
31.03.2003 подписан членами комиссии и утвержден начальником ВСЖД передаточный акт N 235, из которого следует, что комиссия произвела прием-передачу имущества, документов из обособленного подразделения совхоз "Большереченский" ВСЖД МПС РФ в федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Большереченский" ВСЖД МПС РФ (далее - ФГУСП "Большеречениский").
В акте указано, что совхоз "Большереченский" прекратил свою деятельность как обособленное подразделение ВСЖД в связи с созданием ФГУСП "Большереченский". К акту приложен бухгалтерский баланс по состоянию на 31.03.2003 с указанием наличия у совхоза "Большереченский", движимого, недвижимого имущества, в том числе земельного участка.
28.01.2003 утвержден устав ФГУСП "Большереченский", из положений которого следует, что учредителем предприятия является Министерство путей сообщения Российской Федерации, оно относится к федеральной собственности и входит в состав ВСЖД, которая является по отношению к совхозу вышестоящим органом управления.
Имущество совхоза относится к федеральной собственности, состоит из основных и оборотных средств, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе (пункт 3.1 устава). Целью создания совхоза явилось производство сельскохозяйственной продукции, её переработка и реализация.
08.04.2004 в соответствии с Прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 N 1155-р, руководствуясь Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2002, Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Бурятия принято решение N 3 об условиях приватизации ФГУСП "Большереченский" путем его преобразования в ОАО "Большереченское" со 100 % закреплением акций создаваемого акционерного общества в собственность Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2002 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов, земельные участки ФГУСП "Большереченский" не были включены в уставный капитал создаваемого акционерного общества.
06.08.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании ОАО "Большереченское". В пунктах 1.2, 1.4 устава указано, что учредителем общества является Российская Федерация, общество является правопреемником ФГУСП "Большереченский" ВСЖД МПС РФ.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 не был передан на баланс ОАО "Большереченское".
Постановлением администрации Кабанского района от 05.06.2007 N 535 предписано земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 передать в аренду сроком на 49 лет ОАО "Большереченское", право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный ФГУП "ВСЖД" под объектом "Транссовхоз "Большереченский", прекращено.
Указанным постановлением также признано утратившим силу постановление администрации Кабанского района от 18.10.2002 N 922 в части предоставления земельного участка ФГУП "ВСЖД" под объектом "Транссовхоз "Большереченский".
Однако договор аренды с ОАО "Большереченское" заключен не был.
13.04.2009 председатель ДНТ "Дружба" Батуев С.Ж. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка.
20.05.2009 утвержден акт обследования и выбора земельного участка. На основании акта, которым земельный участок образован в натуре, проведено межевание земельного участка, установлены координаты его на месте.
Постановлением от 05.03.2010 N 434 администрация утвердила схему раздела земельного участка с кадастровым номером 03:09:690103:2 с образованием трех земельных участков с кадастровыми номерами 03:09:690103:70, 03:09:690103:71, 03:09:690103:72.
На основании постановления администрации от 20.08.2010 N 1785 и договора от 20.08.2010 N 211 земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:71 предоставлен ДНТ "Дружба" в аренду сроком на 49 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 30.08.2010.
Впоследствии указанный земельный участок был разделен на 209 земельных участков, которые администрацией были предоставлены гражданам - членам ДНТ "Дружба" за плату.
03.02.2010 на основании постановлений администрации Муниципального образования "Кабанский район" от 18.10.2002 N 922, N 922-1 на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
19.10.2010 выдано повторное свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2. К основаниям для государственной регистрации дополнительно указан Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (свидетельство о государственной регистрации серии 03-АА N 058721).
Полагая, что Российская Федерация незаконно зарегистрировала право собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2, чем нарушила права и законные интересы Муниципального образования "Кабанский район", администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что право собственности на спорный земельный участок возникло в силу закона с 01.07.2006, объект не выбывал из собственности Российской Федерации, преобразование ФГУСП "Большереченский" в ОАО "Большереченское" не прекратило право федеральной собственности.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд, повторно рассматривая дело, согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на избрание истцом ненадлежащего способа защиты, поскольку обстоятельств, допускающих применение такого исключительного способа защиты как признание права отсутствующим не имеется.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что судами при вынесении обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, выражающиеся в неправильном их истолковании, что на основании пункта 3 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), который с 01.07.2006 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 2 Закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьями 3 - 5 Закона N 101-ФЗ установлены основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, уполномочены органы местного самоуправления.
Толкование указанных правовых норм приведено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 по делу N А41-44318/12. В силу постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N7 "Об утверждении Регламента арбитражных судов" (с учётом дополнений, внесенных постановлением от 23.07.2009 N 62) практика применения законодательства, на положения которого основано постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязательна для арбитражных судов в Российской Федерации и считается определенной для судов.
Поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 не был разграничен в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, на спорном земельном участке не были расположены никакие объекты, в том числе относящиеся к федеральной собственности, земельный участок в соответствии с кадастровым паспортном на него предназначен для сельскохозяйственного производства и предполагался для использования ОАО "Большереченское", то независимо от принадлежности такого земельного участка до приватизации названный земельный участок не мог быть отнесен к федеральной собственности по критерию расположения на нем до 2004 года федерального государственного предприятия.
При таких обстоятельствах, выводы судов о возникновении у Российской Федерации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:09:690103:2 в силу закона с 01.07.2006 является преждевременным.
В тоже время статья 3.1 Закона N 137-ФЗ содержит и иные критерии отнесения земли к федеральной собственности, судами не исследовалась возможность отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности по другим критериям, указанным в названной норме права.
Кроме того, вывод апелляционного суда об избрании истцом ненадлежащего способа защиты не основан на нормах права.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 совместного постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Орган местного самоуправления в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ правомочен распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Земельный участок, право собственности на который оспаривается истцом, по мнению последнего, относится к неразраниченным, а потому в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, приводит к восстановлению нарушенных прав истца, поскольку позволит ему распоряжаться земельным участком, государственная собственность на которые неразграниченным, в том числе получать доходы от сдачи земельного участка в аренду.
Поскольку судами при рассмотрении заявленных требований не дана оценка возможности отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности по всем критериям, указанным в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ, а суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению обстоятельств по делу, судебные акты подлежат в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное в данном постановлении и установить наличие либо отсутствие у ответчика права на спорный земельный участок, истцу уточнить адрес спорного земельного участка, в зависимости от чего разрешить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 13 марта 2014 года по делу N А10-5084/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 мая 2014 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
Д.Н. Бандуров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 совместного постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Орган местного самоуправления в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ правомочен распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
...
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, приводит к восстановлению нарушенных прав истца, поскольку позволит ему распоряжаться земельным участком, государственная собственность на которые неразграниченным, в том числе получать доходы от сдачи земельного участка в аренду."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2014 г. N Ф02-3876/14 по делу N А10-5084/2013
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 554-ПЭК15
10.09.2015 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5084/13
14.10.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3876/14
29.05.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1915/2014
13.03.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-5084/2013