г. Иркутск |
|
20 ноября 2014 г. |
N А19-3107/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,
при участии в судебном заседании представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Шерстневой Маргариты Петровны (доверенность от 10.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-3107/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Капустенская Е.Ф.; суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Желтоухов Е.В., Ячменёв Г.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Илим Тимбер Индастри" (ОГРН: 1089847190542, место нахождения: город Санкт-Петербург; далее - ООО "Илим Тимбер Индастри", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН: 1103850013772; место нахождения: город Иркутск; далее также - ТУ ФАУГИ в Иркутской области, Территориальное управление) о признании незаконным решения от 02.12.2013 N ШЕА-38/5092 об отказе в предоставлении ООО "Илим Тимбер Индастри" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:530, обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН: 1087746829994; место нахождения: город Москва; далее также - Росимущество), открытое акционерное общество "Группа "Илим" (ОГРН: 5067847380189; место нахождения: город Санкт-Петербург; далее - ОАО "Группа "Илим").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года, заявленные обществом требования удовлетворены.
Решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 02.12.2013 N ШЕА-38/5092 об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Илим Тимбер Индастри" в аренду земельных участков признано незаконным, как несоответствующее статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, а именно: принять решение о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Илим Тимбер Индастри" земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:523 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 19 00 00); земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:524 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 20 00 00); земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:525 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 14 00 00); земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:526 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 13 00 00); земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:527 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 15 00 00); земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:530 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 16 00 00) и подготовить и направить заявителю договоры аренды указанных земельных участков в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов, изложенных в ней, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Территориального управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 06744, 06745; почтовое отправление, возвращенное в суд, N 06742; информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 30.09.2014), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается материалами дела, 29.10.2013 ООО "Илим Тимбер Индастри" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением о предоставлении на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530.
Письмом от 02.12.2013 N ШЕА-38/5092 Территориальное управление отказало в предоставлении ООО "Илим Тимбер Индастри" в аренду испрашиваемых земельных участков в связи с отсутствием у него правовых оснований, а именно:
- отсутствием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемые земельные участки;
- не поступлением от ОАО "Группа "Илим" (арендатора исходного земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131) заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 с целью образования испрашиваемых ООО "Илим Тимбер Индастри" земельных участков с кадастровым номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530, а также отказа от права аренды на данные участки;
- отсутствием решения Росимущества о разделе федерального земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 либо его поручения Территориальному управлению принять указанное решение.
Не согласившись с решением Территориального управления об отказе в предоставлении указанных земельных участков в аренду, полагая, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании названного решения об отказе незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из доказанности заявителем нарушения оспариваемым отказом его прав, предусмотренных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, на приобретение земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности общества, в аренду.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пунктов 5.2 и 5.35 (1) Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, а также принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Пунктом 4 Положения определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 названного Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены способы формирования земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 названного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки в силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2.1. статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
В силу положений статей 22, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляемый для осуществления кадастрового учета межевой план изготавливается на основании утвержденной собственником земельного участка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлено, что в целях получения схемы расположения образуемых земельных участков общество обращалось в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением.
Отказ комитета по градостроительству администрации города Братска от 25.06.2012 N 11960/12/12 в утверждении и выдаче схемы расположения образуемых земельных участков, принятый по результатам рассмотрения названного заявления, признан решением Арбитражного суда Иркутской области от 5 декабря 2012 по делу N А19-18108/2012 незаконным.
Во исполнение названного решения арбитражного суда утверждены схемы расположения восьми образуемых земельных участков; впоследствии участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530, как образуемые при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131.
Учитывая указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что для оформления прав на рассматриваемые земельные участки общество выполнило все требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции также считает правильными выводы судов, относительно того, что не поступление в Территориальное управление отказа ОАО "Группа "Илим" от права аренды на данные земельные участки не препятствовало принятию предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении обществу земельных участков, так как обществом было предоставлено письменное согласие арендатора земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 на образование в результате его раздела испрашиваемых земельных участков.
Обоснованы выводы судов о том, что отсутствие решения государственного органа о выделении (разделе) земельных участков, на которое ссылается в своем отказе в предоставлении земельных участков Территориальное управление, не может быть признано правомерным основанием отказа.
При таких обстоятельствах, основания для отказа в предоставлении в аренду указанных земельных участков у Территориального управления отсутствовали.
Следовательно, решение Территориального управления от 02.12.2013 N ШЕА-38/5092 об отказе в предоставлении ООО "Илим Тимбер Индастри" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:530 обосновано признано судами незаконным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе довод о рекомендательном характере оспариваемого письма, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; указанные доводы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-3107/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение названного решения арбитражного суда утверждены схемы расположения восьми образуемых земельных участков; впоследствии участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров: 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530, как образуемые при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131.
Учитывая указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что для оформления прав на рассматриваемые земельные участки общество выполнило все требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции также считает правильными выводы судов, относительно того, что не поступление в Территориальное управление отказа ОАО "Группа "Илим" от права аренды на данные земельные участки не препятствовало принятию предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении обществу земельных участков, так как обществом было предоставлено письменное согласие арендатора земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 на образование в результате его раздела испрашиваемых земельных участков."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2014 г. N Ф02-4972/14 по делу N А19-3107/2014