г. Иркутск |
|
1 декабря 2014 г. |
N А58-4507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Рубин" Елкина Максима Владимировича (доверенность от 24.06.2014), генерального директора Рыбкина Виталия Валентиновича (приказ от 20.11.2014 N 40 л/с о назначении на должность), Алданского районного Совета депутатов Республики Саха (Якутия) Татарникова Владимира Михайловича (доверенность от 14.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рубин" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2014 года по делу N А58-4507/2014 (суд первой инстанции: Эверстова Р.И., Андреев В.А., Терских В.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рубин" (ОГРН 1021400521878, г. Алдан Республики Саха (Якутия)) (далее - ООО "Рубин") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующим решения Алданского районного Совета депутатов муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Алданский Совет депутатов) от 25.12.2012 N 35-7 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования "Алданский район" на 2013 год" в части утверждения ставки арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Алданский район" на 2013 год, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в собственности МО "Алданский район" (приложение N 1) в части пункта 5, определяющего ставку арендной платы 3 процента от кадастровой стоимости земельных участков рынков при общей площади земельного участка 30 000 кв. м, свыше 30 000 кв. м, и несоответствующим Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление Правительства N 582), Положению о порядке установления ставок, порядке и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 (далее - Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 26).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2014 года решение Алданского районного Совета Республики Саха (Якутия) от 25.12.2012 N 35-7 в части пункта 5 приложения N 1, определяющего ставку арендной платы 3 процента от кадастровой стоимости земельных участков рынков при общей площади земельного участка 30 000 кв. м, свыше 30 000 кв. м на территории г. Алдан, признано соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), Постановлению Правительства N 582, Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 26.
ООО "Рубин" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд не учел, что перечень оснований изменения размера арендной платы, установленный решением Алданского районного Совета депутатов от 19.11.2008 N 2-8 "Об утверждении Положения о порядке установления ставок, порядке и сроках внесения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Алданский район" является исчерпывающим, размер ставки арендной платы увеличен при отсутствии оснований, предусмотренных данным решением; заявитель полагает, что представленное экономическое обоснование установленного базового размера арендной платы не свидетельствует об экономической обоснованности оспариваемого решения, поскольку не содержит анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка; считает, что не было ни одного из законных оснований, указанных в пункте 1.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 26, для изменения ставки арендной платы за исключением применения поправочного коэффициента, учитывающего показатель инфляции на текущий финансовый год, однако в случае его применения ставка арендной платы не могла увеличиться в два раза по сравнению с предыдущим периодом.
В отзыве на кассационную жалобу Алданский Совет депутатов считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, указывает на то, что оспариваемым решением установлены новые ставки на 2013 год, соответствующие экономической ситуации в районе, а не изменены существующие ставки.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
Представители ООО "Рубин", Алданского районного Совета депутатов в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда первой инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между обществом и администрацией МО "Алданский район" заключен договор аренды земельного участка от 13.04.2010 под территорию рынка.
Решением Алданского Совета депутатов от 23.11.2011 утверждены ставки арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Алданский район" на 2012 год. Ставка арендной платы для земельных участков при общей площади свыше 30 000 кв. м утверждена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости.
Решением Алданского Совета депутатов от 28.12.2011 N 29-10 "О внесении изменений в решение внесены изменения в решение Алданского районного Совета от 23.11.2011 N 28-5 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования "Алданский район", которым ставка арендной платы на 2012 год для земельных участков, занятых под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания изменены с 1,5 процента до 3 процентов от кадастровой стоимости.
По результатам проведенной проверки Прокуратурой Алданского района внесен протест на противоречащий законодательству нормативный акт.
Решением Алданского Совета депутатов от 28.08.2013 N 40-8 решение Алданского районного Совета N 29-10 отменено; в 2012 ставка арендной платы за земельные участки рынков свыше 30 000 кв. м составляла 1,5 процента от кадастровой стоимости участков.
Решением Алданского Совета депутатов от 25.12.2012 N 35-7 "Об утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования "Алданский район" на 2013 год" ставка арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Алданский район" на 01.01.2013 за земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, в частности, земельные участки рынков общей площадью до 30 000 кв. м и свыше 30 000 кв. м утверждена в размере 3 процентов от кадастровой стоимости участков.
Решение Алданского Совета депутатов от 25.12.2012 N 35-7 опубликовано в газете "Алданский рабочий" 25.01.2013 N 4 (185), а также на официальном сайте МО "Алданский район" 15.01.2013.
Полагая, что решение от 25.12.2012 N 35-7 в части утверждения ставки арендной платы за использование земельных участков на территории МО "Алданский район" на 2013 год, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в собственности МО "Алданский район" (приложение N 1) в части пункта 5, определяющего ставку арендной платы 3 процента от кадастровой стоимости земельных участков рынков при общей площади земельного участка 30 000 кв. м, свыше 30 000 кв. м, не соответствует Постановлению Правительства N 582, Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 26 и нарушает его законные права, ООО "Рубин" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом положений о подведомственности дел арбитражному суду, содержащихся в статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о наличии полномочий у Алданского Совета депутатов на принятие оспариваемого нормативного правового акта, экономической обоснованности установленной ставки арендной платы с учетом доходности земельного участка, категории земель и вида разрешенного использования, и о соответствии названного акта в оспариваемой части Земельному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства N 582 и Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) N 26.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Принцип платности любого использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации) установлен также подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 Кодекса).
Из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 26 (на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ) рекомендовано органам местного самоуправления утверждать в установленном порядке соответствующие базовые ставки арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; сроки внесения арендной платы; утверждать базовые ставки арендной платы за земельные участки категории земель населенных пунктов по подвидам видов разрешенного использования, установленных Перечнем видов разрешенного использования, утвержденным Приказом Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, а для категории земель промышленности и иного специального назначения по группам видов использования земель промышленности и иного специального назначения, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 20.03.2003 N П/49 (приложения 1 и 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о порядке определения размера арендной платы и о порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 26, размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка на базовую ставку арендной платы, утвержденную в установленном порядке органом местного самоуправления. Базовая ставка арендной платы за земельные участки определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости земельного участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок. Ежегодно к размеру арендной платы за использование земельных участков применяется поправочный коэффициент, учитывающий показатель инфляции на текущий финансовый год.
Размер арендной платы изменяется не чаще одного раз в год по следующим основаниям: изменение базовой ставки арендной платы в связи с актуализацией кадастровой оценки; применение поправочного коэффициента, учитывающего показатель инфляции на текущий финансовый год; перевод земельного участка из одной категории в другую; изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; изменение кадастровой стоимости земельного участка в результате проведения государственной кадастровой оценки; по иным, установленным основаниям (пункт 1.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 26).
Постановлением Правительства N 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее Правила N 582).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 582 размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 Правил N 582 арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах от 0,01 процента до 2 процентов в зависимости от категории земельных участков, вида их разрешенного использования, назначения и категории арендаторов.
Суд установил, что общество не арендует земельный участок на условиях, аналогичных пунктам 3-5 Правил N 582.
Суд проверил в оспариваемой части названный акт на соответствие принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства N 582, и установил, что согласно представленному в материалы дела экономическому обоснованию ставок арендной платы на 2013 год земельный участок расположен в 1 зоне градостроительной ценности, в которой существует наибольший спрос на земельные участки под коммерческую застройку; сумма дополнительных возможных доходов от рационального использования земельного участка и применения арендной ставки в размере 3 процента составляет 2 400 000 рублей (3,4 процента от общих доходов от использования земельных участков в районе); с учетом строительства новых объектов и организации новых рабочих мест в бюджет района возможны поступления дополнительных доходов в виде налога на имущество, ЕНВД, НДФЛ.
В этой связи суд пришёл к обоснованному и мотивированному выводу об экономической обоснованности оспоренной обществом базовой ставки арендной платы.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что представленное экономическое обоснование установленного базового размера арендной платы не свидетельствует об экономической обоснованности оспариваемого решения, проверен, однако подлежит отклонению, как не соответствующий установленным судом первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и направленный на их переоценку, что не входит в пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы об отсутствии у Алданского Совета депутатов законных оснований, указанных в пункте 1.2 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 26, для изменения ставки арендной платы не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции, учитывая, что в данном случае оспариваемым актом были утверждены новые ставки арендной платы на предстоящий год, кроме того установленный названным пунктом перечень оснований не является исчерпывающим.
По указанным мотивам не может быть учтена и ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что перечень оснований изменения размера арендной платы, установленный решением Алданского районного Совета депутатов от 19.11.2008 N 2-8 "Об утверждении Положения о порядке установления ставок, порядке и сроках внесения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "Алданский район" является исчерпывающим.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2014 года по делу N А58-4507/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.