г. Иркутск |
|
15 января 2015 г. |
N А74-1824/2014 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Первушиной М.А., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ниникиной В.С.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Алтай" - Патачакова Андрея Антоновича (доверенность от 01.06.2014, паспорт), администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия - Сукало Виталия Алексеевича (доверенность от 12.03.2014, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтай" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 июля 2014 года по делу N А74-1824/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лиходиенко А.В., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Радзиховская В.В., Споткай Л.Е.),
установил:
Администрация Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия (ОГРН: 1061901000556, далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алтай" (ОГРН: 1081901001820, далее - ООО "Алтай", ответчик) о признании решения общего собрания участников долевой собственности закрытого акционерного общества "Алтайское" (далее - ЗАО "Алтайское") от 29.06.2012 об утверждении проекта межевания в части, которой определено местоположение границ и площади земельного участка N ЗУ3, относящегося к коллективно-долевой собственности, площадью 157 032 кв.м, оформленное пунктом 2.1 протокола общего собрания участников долевой собственности ЗАО "Алтайское" от 29.06.2012, незаконным; о признании отсутствующим права собственности ООО "Алтай" на земельный участок с месторасположением: Республика Хакасия, с. Белый Яр, ул. Кирова, 165, кадастровый номер 19:04:010104:1840, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N19-19-01/004/2013-467 от 06.05.2013; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений, внесённых 10.04.2013 о земельном участке с месторасположением: Республика Хакасия, с. Белый Яр, ул. Кирова, 165, кадастровый номер 19:04:010104:1840.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено ЗАО "Алтайское".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Алтай" просит судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что спорный земельный участок был передан в АОЗТ "Алтайское" в коллективную совместную собственность и в последующем выделен ООО "Алтай" на законных основаниях.
ООО "Алтай" оспаривает вывод суда о том, что спорный земельный участок не входил в состав многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:166, поскольку этот вывод сделан без проведения судебной экспертизы.
Кроме того, ООО "Алтай" указывает на отсутствие доказательств наличия права собственности или иного права администрации на спорный земельный участок или его часть и, как следствие, нарушения прав администрации, которая этим участком не владеет и, следовательно, правомочием на обращение с таким иском не обладает.
Присутствующие в судебном заседании представитель ООО "Алтай" подтвердил доводы кассационной жалобы, представитель администрации возражал доводам, просил оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что постановлениями администрации Алтайского района от 14.07.1994 N N 212, 213 утверждены проекты перераспределения земель акционерных обществ Алтайского района, в том числе АОЗТ "Алтайское", а также утверждены проекты передачи земель в ведение сельских администраций Алтайского района, в том числе Белоярской сельской администрации.
Постановлением администрации Алтайского района от 30.12.1994 N 386 "О внесении изменений в постановление Администрации Алтайского района от 30.04.1993 N 120 "О предоставлении земель АОЗТ "Алтайское", обществу предоставлено в собственность бесплатно 24613 га земли, в том числе, в коллективно-долевую собственность 17 183 га сельхозугодий, в коллективно-совместную собственность 7430 га сельхозугодий; утвержден размер земельного пая в размере 12,5 га сельхозугодий на каждого члена АОЗТ "Алтайское".
Земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166 площадью 222 537 876 кв.м, находящийся по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО "Алтайское", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, поставлен на государственный кадастровый учёт 16.01.1995 как ранее учтённый без установления границ.
В государственном кадастре недвижимости в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 19:04:000000:166 имеется ссылка на свидетельство о праве собственности на земельный участок от 16.01.1995 N 876584.
К указанному свидетельству на право собственности на землю от 16.01.1995 приложением N 1 является "Чертёж границ ЗАО "Алтайское", выполненный, как указано в самом чертеже, на основании Проекта перераспределения земель ЗАО "Алтайское" Алтайского района, разработанного СибНИИПИ землеустройства и мелиорации в 1993 году и утверждённого постановлением администрации Алтайского района 14.07.1994 N 212 "Об утверждении проектов перераспределения земель акционерных обществ Алтайского района". Землеустроительная документация, полученная в результате проведения землеустройства, а именно Проект перераспределения земель ЗАО "Алтайское", включён в государственный фонд данных.
ООО "Алтай" является участником долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:04:000000:166 площадью 222 537 876 кв.м, находящийся по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, ЗАО "Алтайское", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
По инициативе ООО "Алтай" 29.06.2012 проведено общее собрание участников долевой собственности ЗАО "Алтайское", подготовлен проект межевания.
Общим собранием участников долевой собственности ЗАО "Алтайское" 29.12.2012 принято решение, в том числе, об утверждении проекта межевания в части, которой определено местоположение границ и площади земельного участка N ЗУ3, относящегося к коллективно-долевой собственности, площадью 157 032 кв.м. Данное решение оформлено пунктом 2.1 протокола общего собрания участников долевой собственности ЗАО "Алтайское" от 29.06.2012.
Пунктом 3.1 вышеуказанного протокола оформлено решение об утверждении собственником образованного земельного участка ЗУЗ площадью 157 032 кв.м ООО "Алтай".
10.04.2013 по заявлению ООО "Алтай" земельный участок ЗУ3 площадью 157 032 кв.м, образованный на основании указанного решения, поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером 19:04:010104:1840 с месторасположением: Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Кирова, 165, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
06.05.2013 ООО "Алтай" осуществило государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.
В обоснование заявленных требований администрация указала на то, что выделенный ООО "Алтай" в соответствии с оспариваемым решением общего собрания участников долевой собственности ЗАО "Алтайское" от 29.06.2012 спорный земельный участок в долевую собственность ЗАО "Алтайское" не входил, по проекту перераспределения земель АОЗТ "Алтайское" этот участок вошёл в черту с. Белый Яр, на 29.06.2012 находился в административных и кадастровых границах МО Белоярский сельсовет, не являлся землёй сельскохозяйственного назначения.
Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 1, частей 2 и 3 статьи 13, части 1 статьи 14, части 1.1. статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22), исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения специалистов Управления Росреестра по Республике Хакасия, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок передан в ведение Белоярской сельской администрации, основания полагать, что земельный участок N ЗУЗ, образованный на основании оспариваемого решения общего собрания от 29.06.2012 и впоследствии поставленный на кадастровый учёт под кадастровым номером 19040101041840 образован из земельного участка с кадастровым номером 19:04:000000:166, отсутствуют, следовательно, выдел спорного участка ООО "Алтай" произведен неправомерно, в связи с чем заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции изложенные выводы поддержал.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами при разрешении заявленных требований не установлены, подлежащие установления обстоятельства, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется и иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Из смысла положений статей, 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком. При этом реализация предусмотренных законом способов защиты гражданских прав путем предъявления иска в арбитражный суд возможна только в том случае, когда такое обращение в суд способно восстановить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления N 10/22 разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено по иску о признании права либо об истребовании имущества или о признании права отсутствующим, которые рассматриваются по правилам искового производства как споры о правах.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Данный способ защиты возможен лишь по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путём признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Суды, удовлетворяя исковые требования, исходили из наличия у истца права на распоряжение спорным земельным участком в связи с его передачей в ведение Белоярской сельской администрации на основании постановлений администрации Алтайского района от 14.07.1994 N N 212, 213.
Между тем судами не учтено, что право на земельный участок как объект недвижимости в силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Истцом не представлено доказательств регистрации права собственности на земельный участок, на который налагается спорный земельный участок.
Исходя из пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю в период с 20.12.2001 по 01.07.2006 определялось Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ от 17.07.2001), который с 01.07.2006 утратил силу, с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 право собственности на земельные участки возникало у муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом.
Пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ содержит критерии отнесения земельных участков к собственности поселений.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, исключение составляют лишь земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако, в силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, к которым истец - администрация сельского поселения не относится.
На основании изложенного вывод судов о возникновении у истца прав на распоряжение спорным земельным участком в силу постановлений администрации Алтайского района от 14.07.1994 N N 212 и 213 нельзя признать правомерным.
Таким образом, судам при рассмотрении заявленных требований надлежало установить какое право имеет истец на земельный участок, на который налагается спорный земельный участок ответчика, на основании чего определить какие права и законные интересы истца нарушаются сохранением записи о праве собственности ответчика на спорный земельный участок, а также какие права истца будут восстановлены в результате удовлетворения заявленных требований, является ли надлежащим избранный истцом способ защиты - признание права собственности ответчика отсутствующим.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты по делу приняты с нарушением норм материального права, без установления подлежащих установлению обстоятельств по делу, а потому подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей дела на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 указанного Кодекса в Арбитражный суд Республики Хакасия.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, на каком праве принадлежит истцу оспариваемый земельный участок, какие права и законные интересы истца будут восстановлены в результате удовлетворения заявленных исковых требований, подлежат ли восстановлению нарушенные права истца в результате удовлетворения заявленных требований, в зависимости от чего разрешить спор по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 9 июля 2014 года по делу N А74-1824/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
М.А. Первушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 право собственности на земельные участки возникало у муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
...
Пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ содержит критерии отнесения земельных участков к собственности поселений.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, исключение составляют лишь земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако, в силу абзаца второго пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ право на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, к которым истец - администрация сельского поселения не относится."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 января 2015 г. N Ф02-6401/14 по делу N А74-1824/2014
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-1824/14
15.01.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6401/14
30.09.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4657/14
09.07.2014 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-1824/14