г. Иркутск |
|
10 марта 2015 г. |
N А58-2562/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Первушиной М.А., Уманя И.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2014 года по делу N А58-2562/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Шевелев В.В., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Нерюнгринская ГРЭС" (ОГРН: 1051401746769, далее - ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (ОГРН: 1031401720162, далее - комитет, ответчик) о взыскании 183 724 рублей неосновательного обогащения за период с 09.09.2013 по 30.09.2013 и 8421 рубля 69 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.09.2013 по 31.03.2014.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить.
Судами, полагает заявитель кассационной жалобы, не учтено, что
- постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582) является лишь ориентиром при утверждении ставок арендной платы публичными образованиями и применимо только к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, тогда как спорные участки к таковым не относятся;
- на территории Нерюнгринского района в силу действующего Порядка определения размера арендной платы, установленного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена" (далее постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26), базовая ставка арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как соответствующая процентная доля кадастровой стоимости участка и не может быть ниже ставки земельного налога за аналогичный по целевому назначению и виду разрешенного использования земельный участок, которая относительно спорных участков составляет 1,5 %.
Комитет считает противоречивыми выводы апелляционного суда относительно размера применяемой ставки - 0,7 % или 1,6 %.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на допущенные судом процессуальные нарушения, а именно - отсутствие определения арбитражного суда о замене судьи, поскольку первоначально заявление было принято в порядке упрощенного производства судьей Устиновой А.Н., а дальнейшее рассмотрение дела в суде первой инстанции проводилось судьей Шевелевым В.В.
В письменном отзыве на кассационную жалобу истец указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, утверждая, что расчёт суммы неосновательных платежей произведён в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 347 от 18.06.2013 по ставке арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости земельного участка. По мнению истца, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми, для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не вправе применяться другой размер арендной платы, нежели чем определённый в соответствии с постановлением N 582. Истец полагает, что постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 не может быть применимо, поскольку установленная органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации арендная плата не может превышать размеров, установленных в соответствии с пунктом 5 постановления N 582, то есть превышать 1,6 % кадастровой стоимости земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 26.02.2015 до 14 часов 45 минут 05.03.2015. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что по договорам от 09.01.2007 N N 25, 27, 28, 70, 71, 73, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 85, 89, 96, 103, 106, 107, от 22.02.2007 N N 9, 98, от 06.11.2007 N 772, от 17.06.2008 N 397, от 18.06.2010 N 262 ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" арендует в Нерюнгринском районе земельные участки.
В соответствии с условиями перечисленных договоров ставка арендной платы за арендуемые земельные участки установлена в размерах: 2%, 2,5%, 4%.
Истец обратился к ответчику с письмом от 20.11.2013 N 1-09/2915 о приведении размеров арендных платежей в соответствие с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, согласно которой размер арендной платы за публичные земли не может быть выше ставок, установленных постановлением N 582.
Письмом от 23.01.2014 N 77 комитет ответил отказом.
Полагая, что перечисленные арендатором платежи в размере 183 724 рублей за третий квартал 2013 года являются излишне уплаченными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций руководствовались статьей 22, пунктами 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями постановления N 582, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 и применили к земельным участкам, арендуемым истцом для обслуживания тепловых станций, ставку арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости участка, в связи с чем признали сумму 183 724 рублей излишне уплаченной.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 в пределах компетенции, определенной пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды между истцом и ответчиком по делу) закрепил право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением N 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные постановлением N 582 принципы не содержат требований о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, выше ставок, установленных для земель федеральной собственности. Названным постановлением N 582 не утверждалась единая методика расчета ставок арендной платы.
Как следует из пункта 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением N 582, содержащиеся в них предписания распространяются исключительно на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
При расчете суммы неосновательного обогащения, составляющей переплату по арендным платежам за земельные участки, истцом применена ставка арендной платы в размере 1,6% от кадастровой стоимости участка, установленная приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 N 347 в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставляемых (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Суды, признавая расчет истца обоснованным, не учли, что вышеназванным приказом установлены ставки арендной платы за федеральные земельные участки.
Таким образом, поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Данные правовые подходы сформулированы в определении Верховного Суда Российской Федерации N 22-АПГ14-4 от 24.12.2014.
В настоящем деле при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, надлежит руководствоваться постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2008 N 26 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", которое принято в пределах полномочий субъекта, определенных пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не признано в установленном порядке противоречащем действующему законодательству.
На основании изложенного, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемых решении, постановлении о применении норм права противоречат фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных актов.
Поскольку оценка расчета размера неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит проверке с учетом установления фактических обстоятельств по делу, суд кассационной инстанции в силу определенных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий лишен возможности принять новый судебный акт.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований норм арбитражного процессуального закона, определить применимое к настоящему спору право, после чего разрешить спор с применением норм права, регулирующих правоотношения сторон, исходя из предмета и оснований заявленных требований.
Доводы о нарушении норм процессуального законодательства при формировании состава суда не нашли своего подтверждения, в материалах дела имеется распоряжение о замене судьи в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 04.07.2014 (л.д. 142, т.4).
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2014 года по делу N А58-2562/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
М.А. Первушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.