г. Иркутск |
|
29 апреля 2015 г. |
N А19-15384/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителей Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Родионовой В.М. (доверенность N 21 от 29.12.2014) и открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Батышевой Т.А. (доверенность N 320/262 от 10.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2014 года по делу N А19-15384/2014, дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 декабря 2014 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции:
Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В., Басаев Д.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2, далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) (ОГРН 1023801012905, ИНН 3808011062, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, 35, далее - фонд) о признании незаконными решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 27.06.2014 N 7 и требования о возмещении указанных расходов от 27.06.2014 N 7 осс/р.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2014 года с учетом дополнительного решения от 8 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2015 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, правовые основания для предоставления и оплаты дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом приемному родителю, исполняющему обязанности опекуна возмездно по договору о приемной семье, отсутствуют, следовательно, у фонда отсутствовали основания для возмещения соответствующих расходов.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на необоснованность изложенных в ней доводов и просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы, а представитель общества против них возражал, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка правильности производимых обществом расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которой установлено, что ОАО "РЖД" на основании заявления о предоставлении 4-х дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком Юдиной Т.В. в период с мая 2013 года по октябрь 2013 года включительно, в период с января 2014 года по март 2014 года включительно предоставлены дополнительные выходные дни, а также произведена оплата дополнительных выходных дней для ухода за ребенком - инвалидом в сумме 32 622 рубля 61 копейка.
По результатам проверки составлен акт от 29.05.2014 N 9 осс/р и вынесено решение от 27.06.2014 N 7 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Данным решением ОАО "РЖД" предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 32 622 рубля 61 копейка в бухгалтерском учете и в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплаты страхового обеспечения, отразить указанные суммы в расчете за период с 01.04.2014 по 30.06.2014, а также представить в филиал уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании указанного решения учреждению выставлено требование от 27.06.2014 N 7 осс/р, в котором предложено в срок до 04.07.2014 возместить расходы по выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не принятые к зачету.
Не согласившись с решением от 27.06.2014 N 7 и требованием от 27.06.2014 N 7 осс/р, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на приемных родителей, осуществляющих воспитание приемных детей в соответствии с федеральным законодательством, распространяется положение о предоставлении дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами как мера государственной социальной поддержки и, как следствие, об отсутствии у фонда оснований для непринятия таких расходов к зачету и незаконности оспариваемых решения и требования.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал позицию суда первой инстанции.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Согласно части 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исходя из пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, средства Фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание.
Следовательно, указанные расходы не являются расходами работодателя, а предъявляются ФСС РФ, что предусмотрено и формой расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4-ФСС), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 19.03.2013 N 107н.
Применение статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с применением законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних" (далее - Постановление N 1).
В соответствии с пунктами 2 и 17 Постановления N 1, в силу статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц могут быть использованы для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению не только одним из родителей (опекуном, попечителем), но и другим лицом, воспитывающим детей без матери.
При этом к лицам с семейными обязанностями и лицам, воспитывающим детей без матери (кроме работников - родителей и лиц, наделенных правами и обязанностями опекуна или попечителя), с учетом конкретных обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении ими соответствующих общественно значимых обязанностей (воспитание ребенка, уход или помощь члену семьи), могут быть отнесены и иные лица.
Согласно пункту 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
Как следует из акта проверки и оспариваемого решения, у фонда отсутствуют претензии к оформлению и полноте документов, представленных в подтверждение произведенных расходов на оплату Юдиной Т.В. дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом.
Следовательно, ссылаясь на положения статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным выводам о том, что на приемных родителей, осуществляющих воспитание приемных детей в соответствии с федеральным законодательством, распространяется положение о предоставлении дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами как мера государственной социальной поддержки и, как следствие, об отсутствии у фонда оснований для непринятия таких расходов к зачету и незаконности оспариваемых решения и требования.
Вывод о том, что оплата дополнительных дней отдыха для ухода за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки и не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, учтенной судами при рассмотрении данного дела.
Довод кассационной жалобы о нераспространении на приемных родителей требований статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации основан на ошибочном толковании данной нормы права фондом и не может быть принят во внимание кассационным судом.
Кассационная жалоба не содержит ссылки на нормы права, нарушенные судом при вынесении дополнительного решения от 8 декабря 2014 года, которым разрешен вопрос о распределении судебных расходов. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 ноября 2014 года по делу N А19-15384/2014, дополнительное решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 декабря 2014 года, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 февраля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из акта проверки и оспариваемого решения, у фонда отсутствуют претензии к оформлению и полноте документов, представленных в подтверждение произведенных расходов на оплату Юдиной Т.В. дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом.
Следовательно, ссылаясь на положения статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильным выводам о том, что на приемных родителей, осуществляющих воспитание приемных детей в соответствии с федеральным законодательством, распространяется положение о предоставлении дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами как мера государственной социальной поддержки и, как следствие, об отсутствии у фонда оснований для непринятия таких расходов к зачету и незаконности оспариваемых решения и требования.
Вывод о том, что оплата дополнительных дней отдыха для ухода за детьми-инвалидами носит характер государственной поддержки и не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, учтенной судами при рассмотрении данного дела.
Довод кассационной жалобы о нераспространении на приемных родителей требований статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации основан на ошибочном толковании данной нормы права фондом и не может быть принят во внимание кассационным судом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2015 г. N Ф02-1791/15 по делу N А19-15384/2014