г. Иркутск |
|
20 мая 2015 г. |
N А33-10637/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Парской Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Коровкиной А.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края директора общества с ограниченной ответственностью "Канифольнинский коммунальный комплекс" Сидько В.И. (приказ N 15-К от 28.02.2014, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.03.2015, паспорт), представителя общества с ограниченной ответственностью "Канифольнинский коммунальный комплекс" Баранникова Е.В. (доверенность от 22.12.2014, удостоверение адвоката), представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю Шевченко М.В. (доверенность от 21.04.2015, удостоверение), Кащеевой М.А. (доверенность от 21.04.2015, удостоверение),
с участием судей Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющих организацию видеоконференц-связи, Путинцевой Е.И., Исаковой И.Н., при ведении протоколов совершения отдельного процессуального действия секретарем Мартыновой А.И., помощником судьи Батухтиной П.С.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Канифольнинский коммунальный комплекс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2014 года по делу N А33-10637/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Щелокова О.С., апелляционный суд: Иванцова О.А., Бутина И.Н., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Канифольнинский коммунальный комплекс" (далее - ООО "Канифольнинский коммунальный комплекс", общество) (ОГРН 1072415000437, место нахождения: Красноярский край, Нижнеингашский район, п. Канифольный) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Красноярскому краю (далее - инспекция) (ОГРН 1042441190010, место нахождения: Красноярский край, г. Канск) о признании недействительным решения от 17.02.2014 N 102 в части обложения налогом на добавленную стоимость сумм полученных из бюджета субсидий на компенсацию выпадающих доходов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Оспаривая выводы судов о неправомерности исключения из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость сумм субсидий, полученных из бюджета, заявитель кассационной жалобы указывает, что выводы о самостоятельном установлении администрацией муниципального образования тарифов для населения в размерах, которые меньше государственных регулируемых цен, не соответствуют фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает на необоснованность доводов заявителя, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2015 года отложено до 11 часов 20 минут 13 мая 2015 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа 13 мая 2015 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена участвовавшей в рассмотрении настоящей кассационной жалобы судьи Рудых А.И. на судью Новогородского И.Б.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители общества требования кассационной жалобы и положенные в их основу доводы поддержали, представители инспекции полагали кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведения выездной налоговой проверки ООО "Канифольнинский коммунальный комплекс" инспекцией принято решение от 17.02.2014 N 102, которым (с учетом принятия Управлением Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю решения от 21.05.2014 N 2.12-15/07969 по апелляционной жалобе налогоплательщика) доначислен к уплате налог на добавленную стоимость в размере 5 706 469 рублей, начислены к уплате соответствующие суммы пени и штрафа по данному налогу.
Основанием начисления указанных налоговых платежей и санкций послужил вывод инспекции о неправомерном исключении из налоговой базы по налогу на добавленную стоимость полученных из бюджета субсидий, поскольку при реализации в проверяемый период (2010-2011 годы) коммунальных услуг населению по тарифам, установленным администрацией Канифольнинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, оснований для применения положений пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Абзацами 2, 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Руководствуясь приведенными нормами законодательства при рассмотрении настоящего спора суды исходили из того, что при исчислении налога на добавленную стоимость не учитываются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетами различного уровня в связи с применением таким налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что при наличии тарифов на тепловую энергию, горячую воду, холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, утвержденных для ООО "Канифольнинский коммунальный комплекс" уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Приказы Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 11.11.2009 N 34-пр, от 26.10.2010 N 69-п, Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 15.12.2010 N 197-т), реализация обществом коммунальных услуг населению по пониженным тарифам, установленным администрацией Канифольнинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, не связана с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, следовательно, оснований для исключения соответствующих сумм субсидий из налоговой базы не имеется.
Между тем, при исследовании вопроса о наличии (отсутствии) государственного регулирования цен при оказании обществом коммунальных услуг населению поселка Канифольный в 2010-2011 годах судами не учтено следующее.
Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые налогоплательщиком населению указанного муниципального образования в спорные периоды, утверждены постановлениями администрации Канифольнинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края от 25.11.2009 N 55, от 25.11.2009 N 56, распоряжением администрации Канифольнинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края от 16.12.2010 N 56, которые приняты, в том числе в соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), приказов Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 14.10.2009 N 11-т, от 03.12.2010 N 179-т.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, указанные тарифы непосредственно влияют на размер платы за коммунальные услуги, предоставляемые населению.
Статья 6 Федерального закона N 184-ФЗ устанавливала, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам. При этом предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (части 1, 1.1).
В соответствии с частью 2 указанной статьи предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на территории Красноярского края на 2010 год утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 14.10.2009 N 11-т.
Предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 03.12.2010 N 179-т.
Таким образом, исчисляя размер тарифов на коммунальные услуги для населения, администрация Канифольнинского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края руководствовалась алгоритмом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленным федеральным законодательством, и показателями индексов такого изменения, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Однако судами при рассмотрении вопроса о реализации ООО "Канифольнинский коммунальный комплекс" коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам в нарушение части 2 статьи 65, части 1 статьи 168, пункта 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства в предмет судебного исследования не включены, оценка доводам налогоплательщика об ограничении размера применяемых в 2010-2011 годах тарифов не только показателями экономически обоснованных тарифов коммунальных услуг, установленных приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, но и предельными индексами изменения размера платы за коммунальные услуги к уровню предыдущего года не дана.
Следовательно, выводы судов о том, что в рамках настоящего спора положения пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежат, в нарушение приведенных норм процессуального права не основаны на полном и всестороннем исследовании всех доказательств и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть данные в настоящем постановлении указания, установить все входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства и с учетом этого и полной, всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, представленных ими доказательств принять законное и мотивированное решение, а также решить вопрос о распределении между сторонами расходов по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
В соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов, установленные определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2015 года по настоящему делу, подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2014 года по делу N А33-10637/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2015 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Отменить меры по приостановлению исполнения указанных судебных актов, установленные определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2015 года по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.