г. Иркутск |
|
4 июня 2015 г. |
N А58-5459/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 июня 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Сонина А.А., Юшкарёва И.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2014 года по делу N А58-5459/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Устинова А.Н.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (ОГРН 1021401057655, г. Якутск, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к отделению надзорной деятельности по Усть-Майскому району управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, г. Якутск, далее - административный орган) о признании недействительными предписаний от 09.06.2014 N 23/1/19, от 04.08.2014 N 41/1/8, распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 14.07.2014 N 80.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением норм права, несоответствием выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам, ссылаясь на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) при проведении проверки. Указывает, что проверка была произведена в отсутствие руководителя организации или иного уполномоченного лица.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 03152, 03153, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 10.04.2015), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.06.2014 учреждению выдано предписание N 23/1/19 с предложением устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в срок до 31.07.2014.
На основании распоряжения от 14.07.2014 N 80 04.08.2014 была проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой выявлено неустранение восьми нарушений, в частности, в зданиях кислородной станции, аккумуляторного цеха, арочного гаража, арочного склада, проходной, котельной, дизельной, в караванном цехе отсутствовала автоматическая установка пожарной сигнализации.
Учреждению выдано предписание от 04.08.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 41/1/8.
Не согласившись с вынесенными предписаниями и распоряжением от 14.07.2014 N 80, учреждение обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражные суды исходили из правомерности вынесенных актов и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении учреждением требований статей 54, 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315.
Выявленные административным органом нарушения объективно подтверждены материалами дела.
Арбитражные суды обоснованно исходили из того, что оспариваемые предписания от 09.06.2014 N 23/1/19, от 04.08.2014 N 41/1/8 и распоряжение от 14.07.2014 N 80 вынесены должностным лицом административного органа в пределах предоставленных полномочий.
Учитывая изложенное выше, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных учреждением требований, а Четвёртый арбитражный апелляционный суд - оставил решение без изменения.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на проведение проверки с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, а также в отсутствие руководителя организации или иного уполномоченного лица обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку, во-первых, учреждение было надлежащим образом уведомлено о планируемом мероприятии, во-вторых, в ходе проверки присутствовал главный инженер Алданского района водных путей и судоходства - филиала ФБУ "Администрации Ленского бассейна внутренних водных путей" Сидоров К.Л.
Иные доводы, приведенные учреждением в кассационной жалобе в обоснование заявленных требований, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2014 года по делу N А58-5459/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.