г. Иркутск |
|
10 июня 2015 г. |
N А78-4025/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Белоножко Т.В., Клепиковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мартиросян С.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителя федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Григорьевой Елены Николаевны (доверенности: N 212/2/95 от 25.01.2015, N 6 от 31.12.2014, паспорт),
с участием судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Доржиева Э.П., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Сукач Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы истца - федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2014 года по делу N А78-4025/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Попова И.П., суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О., Рылова Д.Н.),
установил:
федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037550010519, г. Чита, далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО", истец) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к администрации муниципального района "Борзинский район" (ОГРН: 1027501005564, г. Борзя, далее - администрация, ответчик) об обязании принять объект недвижимого имущества в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, г. Москва), войсковая часть N 06705 (г. Борзя-3).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2015 года, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 124, 128, 129, 212, 209, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 9, 11 статьи 3, пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзац 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, либо муниципальную собственность поселений, городских округов" (далее - Федеральный закон N 423-ФЗ), пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в определениях от 07.02.2012 N 234-О-Р, от 04.12.2007 N 828-О-П.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" и Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с аналогичными по содержанию кассационными жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2014 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2015 года отменить, исковые требования удовлетворить.
Заявители кассационных жалоб полагают, что судами первой и апелляционной инстанций не полностью оценены доводы сторон, не полно установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, нарушены нормы материального и процессуального права. Данные утверждения обоснованы ФГКУ "Сибирское ТУИО" и Министерством обороны Российской Федерации посредством изложения своей позиции по спору и выражения несогласия с выводами судов о недоказанности того, что необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны отпала и о недоказанности возможности фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу указала на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Администрация и войсковая часть N 06705 о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" и Министерства обороны Российской Федерации подтвердил доводы кассационных жалоб.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационных жалобах и отзыве на них, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование об обязании ответчика принять в муниципальную собственность объект недвижимости, находящийся в федеральной собственности и состоящий в штате войсковой части как вид подразделения тылового обеспечения, представляющий собой приспособленную под детский сад казарму.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно квалифицировали сложившиеся между сторонами правоотношения как вытекающие из права собственности (раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 209, 212)).
С учетом объекта, о передаче которого заявлены исковые требования, судебные инстанции обоснованно применили к правоотношениям сторон положения Федерального закона N 423-ФЗ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанции установили: истцом не доказано, что необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны отпала, и что передаваемое имущество возможно использовать для решения вопросов местного значения. В связи с этим суды признали, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что военное имущество может быть передано в муниципальную собственность в случае отпадения необходимости в нем, соответствует статье 2 Федерального закона N 423-ФЗ.
Вывод судебных инстанций о необходимости учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.12.2007 N 828-О-П.
Доводы ФГКУ "Сибирское ТУИО" и Министерства обороны Российской Федерации, приведенные при рассмотрении спора по существу и продублированные в кассационных жалобах, судами первой и апелляционной инстанций оценены в полном объеме. Результаты оценки содержатся на страницах 4 и 5 решения, в абзацах 3-5 страницы 9 постановления.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны отпала и о том, что передаваемое имущество возможно использовать для решения вопросов местного значения, свидетельствуют о несогласии с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку, что на стадии кассационного производства не допускается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2014 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2015 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины по указанным делам освобождены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12 декабря 2014 года по делу N А78-4025/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 апреля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
КОПИЯ ВЕРНА
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Специалист
_____________ ( _____________ )
Председательствующий |
Т.А. Звечаровская |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.