г. Иркутск |
|
16 июня 2015 г. |
N А58-3891/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Чупрова А.И.,
судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (судья Гуляева А.В., секретарь судебного заседания Сидорова О.А.),
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Дороги Олёкмы" - Мазур Татьяны Васильевны (доверенность от 15.12.2014); Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок - Попова Серафима Альбертовича (доверенность от 03.04.2015); открытого акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N 135" - Богинской Аллы Владимировны (доверенность от 24.06.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дороги Олёкмы" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2014 года по делу N А58-3891/2014, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Андреев В.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Рылов Д.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Дорожное эксплуатационное предприятие N 135" (п. Хандыга Республика Саха (Якутия); ОГРН 1101426000070; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов (г. Якутск; ОГРН 1111435007177; после переименования - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок; далее - Комитет) с заявлением о признании незаконными действий Единой комиссии Комитета по размещению государственного заказа на право заключения контракта по выполнению работ "Строительство автомобильной дороги Эльдикан - Хандыга (а/д "Алдан") по принятию исправлений протоколом от 16.06.2014 N ПП03.
Дело рассмотрено с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (г. Якутск; ОГРН 1111435002194; далее - учреждение) и общества с ограниченной ответственностью "Дороги Олёкмы" (г. Якутск; ОГРН 1041402129141; далее - общество).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года, заявленное требование удовлетворено, на Комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия.
Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм права и несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании 19 мая 2015 года представители общества и предприятия подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. Представитель Комитета поддержал позицию общества.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 26 мая 2015 года, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2015 года судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы общества отложено на 9 июня 2015 года в порядке абзаца 2 части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После перерыва и отложения судебного разбирательства представители лиц, участвующих в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела 30.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов опубликована информация о проведении открытого конкурса с ограниченным участием на строительство автомобильной дороги Эльдикан-Хандыга (а/д Алдан) на участке р. Тыры - км 296 (2 пусковой комплекс).
Предквалификационный отбор заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием проводился в период с 28.05.2014 по 06.06.2014.
Единая комиссия Комитета 06.06.2014 составила протокол предквалификационного отбора открытого конкурса с ограниченным участием, в соответствии с которым из пяти участников конкурса был допущен только один участник (предприятие); протокол опубликован 10.06.2014.
16.06.2014 Единая комиссия Комитета опубликовала новую редакцию ранее опубликованного протокола от 06.06.2014, из содержания которой следовало, что к участию в конкурсе допущено два участника (предприятие и общество). Согласно новой редакции протокола предыдущая редакция является технической ошибкой.
Указанные действия Единой комиссии Комитета предприятие оспорило в арбитражном суде.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрена возможность исправления технической ошибки в виде издания новой редакции протокола и в силу положений законодательства у предприятия как единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возникло право на заключение государственного контракта.
С указанными выводами согласился Четвёртый арбитражный апелляционный суд.
Между тем выводы судов являются преждевременными в связи со следующим.
Действительно, согласно положениям статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (часть 1).
Результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора (часть 8).
В случае, если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся (часть 9).
Если конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе, то согласно части 1 статьи 55 указанного Закона заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование предприятия может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия оспариваемых действий Единой комиссии Комитета закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, при отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
При этом согласно иным положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие обязано доказать нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 65); в мотивировочной части решения арбитражного суда должны быть указаны мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 170); в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства (пункт 12 части 2 статьи 271).
Согласно позиции лиц, участвующих в деле (Комитета, общества и учреждения), и представленным ими доказательствам действия Единой комиссии Комитета хотя формально не соответствовали Закону о контрактной системе, однако не нарушили прав и законных интересов предприятия, поскольку изначально общество ошибочно не было допущено к участию в конкурсе с ограниченным участием (сделан вывод о непредставлении обществом в составе заявки декларации об отсутствии судимости, что не соответствовало действительности); указанная ошибка устранена Единой комиссией Комитета, в связи с чем к участию в конкурсе допущены предприятие и общество, которое решением Единой комиссии Комитета 19.06.2014 по сумме баллов признано победителем конкурса и с которым 09.07.2014 заключен и исполняется государственный контракт; о ненарушении прав и законных интересов предприятия свидетельствует решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 08.07.2014 по делу N 06-472/14т.
На наличие указанных обстоятельств и доказательств, их подтверждающих, было заявлено вышеуказанными лицами при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций.
В нарушение приведенных норм процессуального права суды не дали оценку указанным обстоятельствам, не отразили в судебных актах мотивы, по которым отклонили доводы лиц, участвующих в деле, не привели выводы, в силу которых признали доказанным наличие совокупности условий, позволяющих удовлетворить заявленное предприятием требование.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В этой связи судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2014 года по делу N А58-3891/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2015 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
А.А. Сонин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.