г. Иркутск |
|
3 июля 2015 г. |
N А19-18719/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Родионовой В.М. (доверенность N 21 от 29.12.2014) и федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" Батуриной Н.А. (доверенность от 02.03.2015),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2015 года по делу N А19-18719/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дмитриенко Е.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О, Ткаченко Э.В.),
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500, далее - предприятие, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905, далее - фонд) о признании недействительным приказа от 27.08.2014 N 825 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 года, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, фонд обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, порядок регистрации юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения - филиала "Аэронавигация Восточной Сибири" и присвоение обособленному подразделению статуса страхователя, установление страхователю по месту нахождения филиала надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлены в соответствии с установленными нормативными актами.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в судебном заседании представитель фонда поддержал доводы жалобы, а представитель предприятия против них возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027739057500, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Закон N 125-ФЗ) является страхователем в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем зарегистрировано в качестве страхователя в филиале N 21 государственного учреждения Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Страхователь имеет обособленное подразделение - филиал "Аэронавигация Восточной Сибири", расположенное вне места нахождения предприятия, а именно по адресу: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., Декабрьских Событий ул., 98. На основании заявления от 03.09.2003 предприятие зарегистрировано в филиале N 2 государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по месту нахождения вышеуказанного обособленного подразделения.
Приказом фонда от 27.08.2014 N 825 предприятию по месту нахождения обособленного подразделения - филиал "Аэронавигация Восточной Сибири" (регистрационный номер 3802005281) установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 9 процентов.
Полагая, что указанный приказ не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы предприятия в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, предприятие обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суды обоснованно исходили из того, что филиал предприятия не может быть признан самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем установление страхователю надбавки к страховому тарифу в размере 9 процентов по месту нахождения филиала, который не является страхователем и юридическим лицом, является незаконным.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы.
Исходя из статьи 6 Закона N 125-ФЗ, в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Таким образом, как правильно указали суды, обособленные подразделения юридических лиц не являются страхователями.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
Согласно статье 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Приказом фонда от 27.08.2014 N 825 Федеральному предприятию по месту нахождения обособленного подразделения установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 9 процентов.
В ходе рассмотрения дела суды установили, что при установлении надбавки фондом использованы расчетные данные по филиалу, а не в целом по страхователю, следовательно, спорная надбавка фактически установлена филиалу, а не страхователю.
Кроме того, как следует из материалов дела, страхователь как юридическое лицо по месту своего нахождения зарегистрирован в другом региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, которое надбавки к страховому тарифу не устанавливало, а филиал предприятия не является самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в отношении которой в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ и Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713, возможен был бы отдельный расчет размера страхового взноса.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что установление страхователю надбавки к страховому тарифу по месту нахождения филиала, который не является страхователем и юридическим лицом, а также самостоятельной классификационной единицей, является незаконным.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2015 года по делу N А19-18719/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.