г.Иркутск |
|
22 мая 2008 г. |
N А33-10462/04-Ф02-2028/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Уманя И.Н.,
судей Васиной Т.П., Некрасовой Н.В.,
при участии в судебном заседании конкурсного кредитора гражданки Непомнящих Алины Валерьевны (паспорт, выданный 8 сентября 2000 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу уполномоченного органа - Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю на определение Арбитражного суда Красноярского края от 13 февраля 2008 года по делу N А33-10462/04-С4 (суд первой инстанции - Мельников Ю.К.),
установил:
Производство по делу N А33-10462/04 о признании несостоятельным (банкротом) государственного предприятия Красноярского края "Красноярскавтодор" (далее - ГП "Красноярскавтодор") возбуждено Арбитражным судом Красноярского края на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Сибмаркет".
Определением от 5 июля 2004 года в отношении ГП "Красноярскавтодор" введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Зубенко Николай Васильевич.
Решением от 11 января 2005 года ГП "Красноярскавтодор" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Зубенко Н.В.
28 декабря 2007 года в Арбитражный суд Красноярского края поступило заявление конкурсного управляющего ГП "Красноярскавтодор" Зубенко Н.В. о рассмотрении возникших между ним и конкурсными кредиторами разногласий в отношении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
Сославшись на статьи 60,110,130 и 139 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), в соответствии с нормами которого осуществляются процедуры банкротства в отношении ГП "Красноярскавтодор", конкурсный управляющий Зубенко Н.В. просит утвердить изменения и дополнения в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества, утвержденное решением собрания кредиторов от 21 марта 2006 года (в редакции от 3 августа 2006 года) (далее - Положение), предложенные собранию кредиторов для утверждения 12 декабря 2007 года.
В обоснование предъявленного требования конкурсный управляющий Зубенко Н.В. указал на то, что имущество должника выставлялось на торги 21 июля, 6 октября и 8 декабря 2006 года, но большая его часть не была реализована, в связи с чем конкурсным управляющим 15 января и 22 марта 2007 года выносился на рассмотрение собрания кредиторов вопрос об утверждении изменений и дополнений в Положение, однако решение не было принято; на то, что после устранения и учета всех замечаний, представленных уполномоченным органом по предложенным конкурсным управляющим изменениям, вопрос об утверждении новых предложений об изменении и дополнении Положения выносился конкурсным управляющим на рассмотрение собрания кредиторов 6 сентября, 4 октября и 12 декабря 2007 года, однако в результате противодействия уполномоченного органа, обладающего 92,8712 процентами голосов, собранием кредиторов было принято решение об отказе в утверждении предложений об изменении Положения; на то, что уполномоченным органом в письме за исх. N 17-09/01 от 12 декабря 2007 года сообщено о возможности положительного рассмотрения проекта предложений об изменении Положения лишь при условии, если с даты составления отчета об оценке имущества должника до даты совершения сделки с этим имуществом прошло не более шести месяцев, или наличия вступившего в законную силу судебного акта о возможности установления начальной цены продажи имущества должника на основании отчетов независимо от даты его составления; на то, что позиция уполномоченного органа, изложенная в письме за исх. N 17-09/01 от 12 декабря 2007 года, не соответствует требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; на то, что конкурсным управляющим проведена оценка имущества должника, по проведенной оценке получено заключение финансового контрольного органа, а каких-либо иных требований к проведению оценки Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не устанавливает, и это обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 2 августа 2007 года по делу N А33-10462/04-С4; на то, что в результате перечисленных обстоятельств нарушаются интересы конкурсных кредиторов, затягивается срок процедуры конкурсного производства, увеличиваются расходы на проведение процедуры.
Определением от 13 февраля 2008 года заявление конкурсного управляющего Зубенко Н.В. удовлетворено, утверждены изменения и дополнения в Положение, утвержденное решением собрания кредиторов от 21 марта 2006 года (в редакции от 3 августа 2006 года), предложенные собранию кредиторов для утверждения 12 декабря 2007 года.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе уполномоченный орган, ссылаясь на пункт 6 статьи 24, статьи 28,60,110,111,130,139,231 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пункт 20 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 519, просит отменить определение от 13 февраля 2008 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, поступившего от конкурсного управляющего Зубенко Н.В., об утверждении дополнений в Положение в части реализации имущества, не проданного после проведения третьих торгов, об освобождении Зубенко Н.В. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ГП "Красноярскавтодор".
Как полагает заявитель кассационной жалобы, определение от 13 февраля 2008 года вынесено с нарушением норм материального права - пункта 20 Стандартов оценки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 519.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что оценка рыночной стоимости имущества ГП "Красноярскавтодор" проведена в июне-августе 2005 года, то есть с даты оценки прошло более шести месяцев, и она не может быть рекомендована для целей совершения сделок; на то, что конкурсным управляющим не предприняты меры по проведению повторной оценки имущества должника или актуализации данных, отраженных в отчетах независимого оценщика о рыночной стоимости имущества должника от августа 2005 года; на то, что из постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 2 августа 2007 года не следует однозначного вывода о возможности установления начальной цены продажи выставляемого на торги имущества ГП "Красноярскавтодор", в том числе путем публичного предложения, на основании отчетов независимого оценщика независимо от даты их составления.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 мая 2008 года до 14 часов 22 мая 2008 года.
Лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в главе 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Федеральная налоговая служба в лице Управления по Красноярскому краю 16 мая 2008 года (телеграфное уведомление N 231566/02049) и конкурсный управляющий ГП "Красноярскавтодор" Зубенко Н.В. 22 мая 2008 года (телефонограмма N 77).
О времени и месте судебного заседания извещены также кредиторы, представитель собрания кредиторов Ясницкая Н.И. и собственник имущества должника.
Представители уполномоченного органа и должника в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие, в порядке, установленном главой 35 вышеназванного Кодекса.
Конкурсный кредитор Непомнящих А.В. сообщила в судебном заседании о том, что процедуры банкротства в отношении ГП "Красноярскавтодор" осуществляются, по ее мнению, неоправданно длительное время.
Выслушав конкурсного кредитора должника, явившегося в судебное заседание, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 13 февраля 2008 года, принятого по делу N А33-10462/04-С4, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Предметом кассационного обжалования является судебный акт, принятый по результатам рассмотрения разногласий, возникших между конкурсным управляющим Зубенко Н.В. и собранием кредиторов ГП "Красноярскавтодор" в отношении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.
Пункт 3 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предоставляет конкурсному управляющему право распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов предложений порядок, сроки и условия продажи имущества должника не утверждены собранием кредиторов, собрание кредиторов или конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий. По итогам рассмотрения указанных разногласий арбитражный суд или утверждает порядок, сроки и условия продажи имущества, или освобождает конкурсного управляющего от исполнения своих обязанностей.
Согласно пункту 3 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется внесение изменений в порядок, сроки и условия продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан предоставить собранию кредиторов (комитету кредиторов) соответствующие предложения об изменениях порядка, сроков и условий продажи имущества должника для утверждения в течение месяца с момента возникновения указанных обстоятельств.
Как видно из материалов дела и установлено Арбитражным судом Красноярского края, имущество ГП "Красноярскавтодор" выставлялось на торги 21 июля, 6 октября и 8 декабря 2006 года, но оно не было реализовано.
Вопрос об утверждении предложений конкурсного управляющего об изменении и дополнении Положения включался в повестку собрания кредиторов 6 сентября, 4 октября и 12 декабря 2007 года (л.д.69-74). Все собрания кредиторов проходили с участием представителей уполномоченного органа, обладающего 92,8712 процентов голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
С момента представления конкурсным управляющим собранию кредиторов Предложений об изменении и дополнении Положения истекло более двух месяцев, а предложенные изменения и дополнения собранием кредиторов не были утверждены, что явилось причиной для обращения конкурсного управляющего Зубенко Н.В. в арбитражный суд с заявлением о разрешении возникших разногласий.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, руководствовавшийся пунктом 7 статьи 110 и пунктами 2,3,6 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пришел к выводу о том, что после того, как конкурсный управляющий приступает к проведению торгов порядок установления начальной цены регламентируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", который не предусматривает проведение повторной оценки имущества должника; о том, что пункт 20 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 519 в данном случае не подлежит применению, поскольку конкурсным управляющим произведена публичная оферта, путем выставления имущества на торги.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами, содержащимися в обжалуемом судебном акте, послужившими основаниями для удовлетворения заявления.
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
По общему правилу, содержащемуся в пункте 6 статьи 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" продажа предприятия, а также иного имущества должника, осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 3-8 статьи 110 и статьей 111, с особенностями, предусмотренными главой YII этого же Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 110 и пункту 3 статьи 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", начальная цена продажи предприятия (имущества), выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного в порядке, предусмотренном статьей 130 этого же Федерального закона.
В случае, если предприятие не было продано на первых или повторных торгах, порядок его продажи на торгах устанавливается собранием кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника (пункт 7 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"), то есть в данном случае собранием кредиторов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что цена, указанная в отчете об оценке имущества должника, не может быть рекомендована для целей совершения сделок, поскольку с даты проведения оценки прошло более шести месяцев, является ошибочным, поскольку положения, содержащиеся в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)", не предусматривают обязательности проведения повторной оценки.
Наряду с этим, постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2007 года N 765 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности" постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 519 "Об утверждении стандартов оценки", на которое сослался уполномоченный орган в подтверждение доводов, изложенных в кассационной жалобе, признано утратившим силу с 1 января 2008 года, в связи с чем в настоящее время отсутствуют препятствия к утверждению предложений конкурсного управляющего об изменении и дополнении Положения.
При таких обстоятельствах, оснований, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, который принят без нарушения норм материального права и норм процессуального права, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, в связи с чем определение Арбитражного суда Красноярского края от 13 февраля 2008 года по делу N А33-10462/04-С4 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на судебные акты, принимаемые арбитражными судами по результатам рассмотрения заявлений о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и конкурсными кредиторами.
Руководствуясь статьями 274,286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 13 февраля 2008 года по делу N А33-10462/04-С4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н.Умань |
Судьи |
Т.П.Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.