Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 мая 2001 г. N 482-ПП
О прогнозе социально-экономического развития г.Москвы на 2002 год и на период до 2004 года
Оценка текущего состояния экономики города
В 2000 году сохранилась положительная динамика социально-экономического развития города. Темп роста валового регионального продукта составил 107,8%, промышленного производства - 112,6%, инвестиций - 114,9%. Заметно улучшились финансовые результаты работы предприятий и организаций, налоговые поступления от хозяйствующих субъектов в городской бюджет. Устойчиво повышались реальные доходы работающих (118% к уровню прошлого 1999 года). Реальные денежные доходы населения города также увеличились на 10,5% .
Вместе с тем, факторы, связанные с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и девальвацией рубля, исчерпали себя. В первые месяцы текущего года экономический рост стал замедляться, снизились темпы роста прибыли предприятий и организаций.
Однако эти тенденции носят временный характер. Инвестиционный и потребительский спрос в городе не снижается, что позволит повысить темпы производства во второй половине текущего года и обеспечить их на уровне 5-6% ежегодно в среднесрочной перспективе. Прогноз социально-экономического развития города в 2002 году и на период до 2004 года сформирован в двух вариантах на основе макроэкономических показателей, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и согласованных Правительством Российской Федерации.
Первый вариант исходит из принципа консервативного прогноза, учитывающего менее благоприятное сочетание для экономики города внешних и внутренних условий.
Второй вариант разрабатывался с учетом возможности получения городом дополнительных доходов за счет сохранения высокой конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы и других факторов.
Ключевыми условиями, влияющими на экономический рост в городе в среднесрочной перспективе, являются динамика наполнения бюджета, темпы роста реальных доходов населения, изменение тарифов естественных монополий и обменного курса.
При разработке прогноза на среднесрочную перспективу учитывался ряд ограничений экономического и внеэкономического характера, в том числе отсутствие возможностей для активного увеличения доли государственных инвестиций в ВРП в связи с обслуживанием городом своих долговых обязательств, а также негативное влияние на темпы роста экономики высокой изношенности основных производственных фондов, особенно в обрабатывающей, легкой промышленности и стройиндустрии, где из-за недостаточных инвестиционных возможностей сдерживается выбытие изношенного оборудования.
К 2004 году ожидается некоторое ухудшение показателей внешнеэкономической деятельности по сравнению с 1999 годом. При наращивании экспорта из Москвы в 1,29 раза, импорт в город увеличится в 1,47 раза. Рост экспортных поставок металлопродукции и машинотехнической продукции московских предприятий будет ограничиваться ее низкой конкурентоспособностью. Наряду с этим увеличится поступление импортных товаров и изделий на потребительский рынок города.
Демографическая ситуация в городе,рынок труда в 2002-2004 гг.
Меры по повышению уровня доходов населения города, адресная поддержка семей, имеющих детей, и горожан старших возрастов, улучшение медицинского и социального обслуживания будут способствовать некоторому улучшению демографической ситуации в городе.
Ожидаемая продолжительность жизни москвичей к 2005 году увеличится до 69,4 лет. За счет увеличения рождаемости и сокращения смертности населения естественная убыль жителей города сократится с 58,1 до 48,1 тыс. человек в год. Одновременно сохранится высокий миграционный приток населения - 55-65 тысяч человек в год.
Численность населения Москвы за 2002-2004 годы увеличится незначительно и составит в 2004 году 8556,5 тыс. человек. Ожидается увеличение доли пенсионеров в численности населения Москвы до 24,6%.
Прогноз спроса и предложения рабочей силы по г.Москве в 2002-2004 гг.*)
1 вариант
|
2000 г. оценка |
2001 г. оценка |
прогноз |
||
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
|||
Занятые в экономике города |
5422 |
5433 |
5439 |
5443 |
5451 |
Численность безработных (по методике Международной организации труда), |
226 |
165 |
156 |
147 |
135 |
в том числе официально зарегистрированных |
37 |
40 |
43 |
49 |
50 |
Экономически активное население |
5648 |
5598 |
5595 |
5590 |
5586 |
*) в среднегодовом исчислении, тыс.человек
В среднесрочный период город будет обеспечен трудовыми ресурсами в необходимом количестве за счет собственного экономически активного населения, привлечения рабочей силы из Московской области и других территорий.
Реструктуризация производства, ликвидация убыточных предприятий в городе приведет к ежегодному сокращению 7-9 тыс. рабочих мест. Наряду с этим реализация программ развития отраслей экономики и социальной сферы, другие меры поддержки предприятий позволят ежегодно создавать 21-23 тыс. новых рабочих мест, отвечающих современным требованиям. Это позволит обеспечить баланс между предложением рабочей силы и спросом на нее и сохранить устойчивую ситуацию на рынке труда города.
На основе городской системы социального партнерства будут осуществляться необходимые меры по повышению эффективности использования рабочей силы, усилению охраны труда, восстановлению стимулирующих функций заработной платы. Уровень официально зарегистрированной безработицы не превысит в 2004 году 0,9% общего числа занятых.
С учетом складывающихся тенденций промышленное производство в городе будет увеличиваться в 2002-2004 г.г. на 5-6% ежегодно. В предстоящий период сохранится ведущая роль отраслей машиностроения, металлообработки, пищевой промышленности в промышленном производстве и налоговых поступлениях из этого сектора экономики в городской бюджет.
Устойчивый рост прогнозируется в пищевой промышленности - 107-108%, электроэнергетике - 103,5-104,5%, топливной промышленности - 103-104,5%, химической и нефтехимической промышленности - 104,5-105,5%. В машиностроении и металлообработке из-за ограниченного спроса на продукцию рост будет менее интенсивным.
В посткризисный период увеличение объемов выпуска продукции в городе носило, в основном, неинвестиционный характер и осуществлялось посредством дозагрузки производственных мощностей. Главной задачей на предстоящую среднесрочную перспективу становится ускорение обновления производственного потенциала московской промышленности.
Меры финансово-экономической поддержки в рамках Комплексной программы промышленной деятельности в г.Москве на среднесрочный период предусматривают многостороннюю помощь города в решении наиболее острых проблем предприятий города на основе предоставления бюджетных кредитов, налоговых, арендных и тарифных льгот. Эти механизмы в сочетании с инвестиционной активностью самих предприятий позволят создать условия для дальнейшего расширения импортозамещения, наращивания выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом населения, и ускорения ее продвижения на потребительские рынки города и других регионов.
Увеличению объемов кредитования банками промышленности и получению предприятиями дополнительных ресурсов для инвестирования будут способствовать меры по оздоровлению и реструктуризации банковской системы и участие органов управления города в реализации программ развития фондового рынка.
В целях финансового оздоровления и снижения числа убыточных производств будет активно проводиться работа по реструктуризации имущественных комплексов предприятий, их задолженности перед бюджетами всех уровней.
Главными направлениями научно-технической и инновационной политики на 2002-2004 гг. определены: инвестирование средств в развитие инфраструктуры науки и промышленности с целью обеспечения ее качественного роста, разработка прогрессивных технологий и оборудования для городского хозяйства, новых медицинских препаратов и лекарств; расширение работ по информатизации и повышению эффективности использования информационных ресурсов.
С учетом мер государственной поддержки малого бизнеса объемы продукции и услуг, производимых в этом секторе экономики города, возрастут в 2004 г. по сравнению с 2001 годом на 16%. Общее число малых предприятий увеличится до 195,3 тыс., численность занятых на них работников, включая совместителей, до 1,86 млн. человек.
В соответствии с требованиями, содержащимися в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, предусмотрены меры по повышению эффективности управления городской собственностью, совершенствованию ее структуры, оптимизации состава. Будет продолжена начатая в 2000 году работа по наведению порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений, установлению более четкого контроля за использованием таких объектов, поступлением доходов от аренды городской собственности.
Ожидается, что в 2002 году от использования собственности город получит 15,4 млрд. рублей, что в 1,2 раза больше чем в 2001 году. Прирост доходов прогнозируется за счет перехода на новый порядок расчета ставок арендной платы за нежилые помещения, завершения кадастровой оценки и уточнения территориально-экономического зонирования земель г.Москвы. Прогноз доходов г.Москвы от управления имуществом на 2002-2004 годы представлен в приложении 5.
Будут продолжена работа по пересмотру статуса государственных унитарных предприятий города и преобразованию их в акционерные общества со 100-процентным государственным участием. Общее число унитарных предприятий уменьшится с 1598 до 1200. Основные показатели развития государственных (муниципальных) унитарных предприятий г.Москвы представлены в приложении 6.
Главным фактором модернизации экономики, развития социального комплекса, городской инфраструктуры, дорожно-транспортного строительства является дальнейшее наращивание инвестиционной активности за счет собственных средств города и предприятий, заемных средств и других источников. Возможности расширения производственных инвестиций заложены в улучшении финансового состояния предприятий, применении ими, начиная с 2002 года, ускоренных методов начисления амортизации.
В 2002-2004 годах инвестиции в основной капитал в городе будут увеличиваться темпами - 6% в год. Темпы прироста инвестиций в основной капитал производственного назначения прогнозируются в 1,6 раза выше, чем в фонды непроизводственного назначения.
Основной объем инвестиций в непроизводственные фонды будет осуществляться на базе Адресной инвестиционной программы. Проект Адресной инвестиционной программы на 2002 год представлен в приложениях 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.
К 2004 году прогнозируется рост иностранных инвестиций в экономику города до 6,5 млрд.долл.США или в 1,6 раза больше по сравнению с 2000 годом. При этом доля прямых инвестиций увеличится в общем объеме: по "консервативному" варианту - до 43%, при более благоприятном сочетании внутренних и внешних факторов - до 52%.
Политику сдерживания инфляции предусматривается осуществлять на основе дальнейшего развития конкуренции, конкурсного размещения городского заказа, регулирования цен на те виды продукции и услуг, которые определены правовыми актами по ценообразованию Правительства Российской Федерации, а также за счет повышения насыщенности товарного рынка города продукцией отечественного производства. По сравнению с текущим годом (ожидаемый среднегодовой уровень инфляции 22%) в 2002 году она снизится до 15%, в 2003 г. - до 14%, в 2003 г. - до 11%.
Экономическое регулирование цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям города, будет осуществляться с учетом мер, принимаемых федеральными властями.
В 2002-2004 годах прогнозируются рост цен и тарифов на энергоносители в 1,15 раза по отношению к инфляции в промышленности.
Продолжится поэтапное сокращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей, а также замена бюджетного субсидирования городом ведомственных льгот по оплате коммунальных платежей и проезда в городском пассажирском транспортом на полновесные расчеты граждан, имеющих такие льготы, с соответствующими городскими организациями.
Будет осуществляться дальнейшее повышение доли платежей населения в покрытии расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг.
Прогнозируется опережающий рост платежей населения за коммунальные услуги по сравнению с ростом платы за них для реального сектора экономики.
В 2002-2004 годах прогнозируется дальнейшее увеличение грузовых перевозок, что связано с ростом производственной и предпринимательской деятельности в городе. В этот период ожидается сохранение перевозок городским пассажирским транспортом в объеме 7,45 млрд. пассажиров в год. В связи с предстоящей отменой ведомственных льгот на проезд число платных перевозок пассажиров увеличится с 3 млрд. пассажиров в 2000 году до 3,1-3,5 млрд. пассажиров в 2002 году.
Осуществление намеченных на 2002 год мероприятий по охране окружающей среды позволит сократить объем сброса загрязненных сточных вод на 21 млн.куб.м. к уровню 2001 года. Вместе с тем объем вредных веществ, выбрасываемых в окружающую атмосферу стационарными источниками загрязнения существенно не сократится.
Социальная политика будет направлена на улучшение качества жизни всех социальных групп москвичей.
Основной задачей в области оплаты труда является повышение покупательной способности заработной платы на основе опережающего ее роста по сравнению с ростом потребительских цен. Прогнозируется рост среднемесячной заработной платы в городе в 2004 году по сравнению с 2001 годом на 71%.
Увеличение реальных доходов населения, повышение заработной платы и другие меры по увеличению доходов малообеспеченных групп населения приведут к сокращению дифференциации населения по уровню доходов.
Особое внимание будет уделено опережающему росту заработной платы бюджетников и других малодоходных групп работающих москвичей, а также повышению до прожиточного минимума пенсионных выплат неработающим гражданам, которые в значительной мере формируют спрос на товары отечественных производителей и продукцию предприятий города, ориентированных на внутренний потребительский рынок.
Социальная поддержка населения будет основываться на принципах: адресной поддержки социально-уязвимых слоев населения; обеспечения реализации установленных федеральным законодательством и решениями Правительства Москвы социальных гарантий и льгот; гарантированной выплаты государственных пособий и других социальных выплат в увязке со среднедушевыми семейными доходами.
Будет сохранены все действующие виды адресной помощи: дотации на питание школьникам, доплаты малообеспеченным семьям, бесплатные услуги одиноким и пенсионерам, бесплатный проезд на городском транспорте для льготных категорий населения и т.д.
Продолжится выплата городских доплат к пенсиям неработающим пенсионерам.
Развитие отраслей социальной сферы.
В 2002-2004 годах продолжится развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, расширение платных услуг в этой отрасли, исходя из социально-экономических условий и потребностей получателей услуг.
Прогнозируется ежегодное увеличение сети образовательных учреждений, что обеспечит приближение к нормативным показателям наполняемости классов, уменьшение числа учебных заведений, работающих в две смены. К 2004 году число учащихся, занимающихся во вторую смену, составит 4% от общего числа обучающихся.
1 вариант
Основные показатели развития системы образования |
2000 г. факт |
2001 г. оценка |
2002 г. прогноз |
Дневные государственные общеобразовательные школы по состоянию на 1 сентября (ед.) - всего |
1568 |
1588 |
1610 |
в т.ч. Комитета образования |
1550 |
1570 |
1592 |
Число учащихся в дневных государственных общеобразовательных школах по состоянию на 1 сентября (тыс.чел.) - всего |
997,5 |
996,3 |
993,1 |
в т.ч. Комитета образования |
989,8 |
988,6 |
985,4 |
из них обучаются в первую смену, % |
93,4 |
95,0 |
95,0 |
Дошкольные учреждения (ед.) - всего |
2178 |
2190 |
2204 |
в т.ч. Комитета образования |
1931 |
1943 |
1957 |
Число детей в дошкольных учреждениях (тыс. чел.) - всего |
228,4 |
230,1 |
231,3 |
в т.ч. Комитета образования |
213,5 |
215,2 |
216,4 |
В городе продолжится гарантированное медицинское обеспечение москвичей в ходе реализации московской программы обязательного медицинского страхования. Наряду с этим будут более активно развиваться негосударственные формы медицинского обеспечения жителей города (добровольное медицинское страхование и услуги в системе медицинской предпринимательской деятельности).
В целях улучшения результативности городского здравоохранения будет продолжена работа по оптимизации лекарственного обеспечения льготных категорий населения. Предусматриваются дополнительные меры по упорядочению предоставления лекарственных препаратов на льготной и бесплатной основе, сдерживанию необоснованного роста цен на медикаменты и замене там, где это возможно, импортных лекарств на отечественные.
Согласно прогнозу ожидается увеличение обеспеченности граждан амбулаторно-поликлиническими учреждениями города к 2004 году до 411,7 посещений в смену на 10 тыс. жителей, рост укомплектованности лечебных учреждений врачами и средним медицинским персоналом за счет притока выпускников Московского факультета РГМУ и повышения заработной платы работникам городской системы здравоохранения.
1 вариант
Основные показатели |
Единица измерения |
2000 г. факт |
2001 г. оценка |
2002 г. прогноз |
Количество больничных учреждений Всего |
учр. |
229 |
232 |
236 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
учр. |
151 |
152 |
156 |
Количество амбулаторнополиклинических учреждений Всего |
учр. |
1145 |
1150 |
1151 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
учр. |
584 |
589 |
590 |
Обеспеченность: Больничными койками - всего |
коек на 10 тыс. жителей |
129,45 |
129,4 |
129,3 |
в т.ч. Комитета здравоохранения |
-"- |
95,0 |
95,0 |
95,0 |
Амбулаторно-поликлиническими учреждениями - всего |
посещений в смену на 10 тыс. жителей |
410,6 |
411,2 |
411,6 |
в т.ч Комитета здравоохранения |
-"- |
338,9 |
339,5 |
339,9 |
Врачами- всего |
тыс.чел. на 10 тыс. жителей |
84,9 |
85,0 |
85,0 |
в т.ч Комитета здравоохранения |
-"- |
40,1 |
40,2 |
40,3 |
Средним медицинским персоналом - всего |
-"- |
121,6 |
124,3 |
124,9 |
в т.ч Комитета здравоохранения |
-"- |
87,3 |
90,0 |
90,6 |
Домами - интернатами для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов |
мест |
18,6 |
18,6 |
18,6 |
Ежегодный прирост физического объема товарооборота в Москве прогнозируется на уровне 5 - 6%. На основе городских целевых программ будет продолжена реализация мер социальной направленности по улучшению обслуживания малообеспеченных групп населения, формированию современной сети предприятий потребительского рынка, совершенствованию торговой инфраструктуры, созданию условий для расширения выхода на рынки города московских товаропроизводителей. В 2002-2004 годах ежегодный прирост объема платных услуг населению прогнозируется на уровне 7 -8%.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития г.Москвы на 2001 год приведены в приложениях 2, 3, 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.