г.Иркутск |
|
17 октября 2007 г. |
N А33-19553/2006- |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Смоляк Л.И.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю на решение от 27 февраля 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 08 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-19553/2006 (суд первой инстанции: Аболмасова Л.С.; суд апелляционной инстанции: Лесков Р.В., Курбатова Е.В., Цыганкова И.Н.),
установил:
Государственное научное учреждение (ГНУ) "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" (Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными распоряжений Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю (Территориальное Управление) от 20.09.2006 N 07-1390р "Об изъятии федерального имущества и прекращении права оперативного управления" и от 16.10.2006 N 07-1506р "О закреплении имущества на праве оперативного управления".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН, Россельхозакадемия) и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Красноярскому краю (ФГУ "Земельная кадастровая палата").
Решением суда от 27 февраля 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 08 августа 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Территориальное Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить по мотивам неправильного применения судом положений постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом", статьи 296 Гражданского кодекса РФ и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Учреждения.
Территориальное Управление указывает на то, что в соответствии со статьёй 114 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", пунктом 5 раздела 2 положения "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" (Росимущество), утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, Росимущество производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закреплённого в оперативном управлении федеральных государственных учреждений. При этом какие-либо ограничения компетенции Росимущества в зависимости от ведомственной принадлежности учреждения не установлены. Поэтому Территориальное Управление считает правомерным изъятие используемого не по назначению имущества ГНУ "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук". Факт нецелевого использования Учреждением имущества, по мнению заявителя жалобы, материалами дела подтверждён.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что реализация установленных законом полномочий не может быть поставлена в зависимость от необходимости согласования с каким-либо органом государственной власти или организацией.
Как считает Территориальное Управление, арбитражным судом не учтено, что хотя за Россельхозакадемией закреплены определенные правомочия собственника, переданное ей имущество остаётся государственной собственностью, следовательно, распоряжаться этим имуществом она может лишь в установленных законодательством пределах.
Кроме того, по мнению Территориального Управления, арбитражным судом не указано, какие конкретные права Учреждения нарушены оспариваемыми распоряжениями Росимущества.
В отзывах на кассационную жалобу ГНУ "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" и Россельхозакадемия считают судебные акты законными и обоснованными. Учреждение указывает на наличие нарушения оспариваемыми ненормативными правовыми актами его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, которое состоит в лишении Учреждения права оперативного управления спорными помещениями; лишении источника дополнительного бюджетного финансирования в размере 41,3 % и материальной базы для реализации научных программ и исследований.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N N 41133, 41134, 41135, 41136), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело слушается без их участия.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 16 октября до 17 октября 2007 года до 14 часов 30 минут.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании также не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ГНУ "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" создано на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14.02.1956 N 253 и приказа Министерства сельского хозяйства СССР от 08.03.1956.
Учредителем Учреждения является Россельхозакадемия. В соответствии с пунктом 5.1. Устава ГНУ "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" правом владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (с изменениями от 30.06.2005) наделена Россельхозакадемия, которая закрепила имущество за институтом на праве оперативного управления.
На основании договора от 25.12.2000 Россельхозакадемия закрепила за Учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, отражённое на балансе Учреждения по состоянию на 01.01.2000, в том числе здание селекционного корпуса площадью 8394 квадратных метров и лабораторный корпус площадью 5047 квадратных метров.
Дополнительным соглашением к названному договору от 05.08.2002 перечень имущества дополнен в том числе производственным корпусом площадью 4893 квадратных метров.
Согласно распоряжению от 23.08.2002 N 07ф-659р Красноярского Краевого комитета по управлению государственным имуществом нежилые помещения производственного корпуса по улице Стасовой, 39 считаются государственной собственностью Российской Федерации, находящейся на балансе ГНУ "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук".
26.02.2003 Краевым комитетом по управлению государственным имуществом проведена проверка сохранности и использования по назначению федерального имущества, закреплённого на праве оперативного управления за Учреждением, о чём составлен акт, которым установлено, что часть имущества Учреждением не используется.
Актом от 04.07.2006 по результатам повторной проверки Территориальным Управлением установлено, что значительная часть здания по улице Стасовой, 39 не используется Учреждением для осуществления его уставной деятельности, частично находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта.
Распоряжением от 20.09.2006 N 07-1390р Территориальным Управлением изъято из оперативного управления Учреждения федеральное имущество, расположенное по адресу: город Красноярск, улица Стасовой, 39, - нежилое помещение N 1 общей площадью 1364,0 квадратных метров; нежилое помещение N 5 общей площадью 1528,6 квадратных метров; нежилое помещение N 7 общей площадью 859,7 квадратных метров; нежилое помещение N 8 общей площадью 739,0 квадратных метров. Распоряжением от 16.10.2006 N 07-1506р Территориального управления указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Полагая, что названные акты вынесены Территориальным Управлением с превышением предоставленных ему полномочий и, следовательно, являются незаконными, нарушают его право оперативного управления имуществом, ГНУ "Красноярский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций, удовлетворяя требования Учреждения, исходил из того, что решение вопроса о прекращении вещного права в отношении спорного имущества должно производиться при наличии согласия как Россельхозакадемии, так и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности. Так как оспариваемые распоряжения приняты Росимуществом без согласования с Россельхозакадемией и в последующем академия возражала против изъятия спорного имущества, распоряжения Территориального Управления признаны незаконными как принятые с нарушением положений статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Кроме того, судом указано, что поскольку в качестве основания для принятия оспариваемых актов послужили акты проверки целевого использования государственного имущества, в которых не участвовали полномочные представители Россельхозакадемии, данные акты являются односторонними и не могут служить доказательством ненадлежащего использования имущества.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что выводы Арбитражного суда Красноярского края соответствуют установленным по данному делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, постановлены с соблюдением процессуальных норм.
В соответствии с частью 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых актов) собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Согласно статье 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как следует из материалов дела, учредителем Учреждения и собственником закреплённого за ним на праве оперативного управления имущества является Россельхозакадемия.
В силу Указа Президента от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" Россельхозакадемия является высшей самоуправляемой научной организацией, которая действует на основании законов Российской Федерации и собственного устава, осуществляет координацию фундаментальных и приоритетных прикладных исследований в области агропромышленного комплекса, обеспечивает подготовку научных кадров и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами.
Названным Указом в собственность Россельхозакадемии переданы основные фонды, научные приборы, предприятия и оборудование Российской академии сельскохозяйственных наук и её научных учреждений, а также находящееся на территории Российской Федерации собственное и государственное имущество ВАСХНИЛ и её научных учреждений.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, её региональных отделений и отраслевых академий наук владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются соответствующими академиями наук (пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике").
Отсутствие Россельхозакадемии в системе федеральных органов исполнительной власти, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", не означает, что Россельхозакадемия не осуществляет полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 данного Указа, по управлению государственным имуществом, то есть осуществление полномочий собственника в отношении переданного федерального имущества. Названные функции закреплены за академией Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и Указом Президента от 30.01.1992 N 84.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод Арбитражного суда Красноярского края двух инстанций о том, что спорные объекты недвижимости могут изыматься у Учреждения при наличии на то согласия как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение объектами федеральной собственности (территориального управления федеральным имуществом), так и Россельхозакадемии.
Поскольку решения об изъятии и передаче недвижимого имущества принимались без согласования с академией, и в последующем академия возражала против изъятия спорного имущества, следует признать правильным вывод двух судебных инстанций о несоответствии оспариваемых распоряжений названным нормативным актам.
Таким образом, судебными инстанциями установлено, что изъятие имущества у Учреждения произведено неправомерно.
Доводы заявителя кассационной жалобы со ссылкой на положения постановления Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" об отсутствии ограничения компетенции Росимущества в зависимости от ведомственной принадлежности учреждения, рассмотрены, однако не могут быть приняты во внимание как не учитывающие вышеприведённые нормы названных законодательных актов.
При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит правовых оснований для переоценки выводов суда и удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой, проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятых по делу судебных актов.
При подаче кассационной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по настоящему делу. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Территориального Управления в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27 февраля 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 08 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-19553/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю государственную пошлину в размере 1000 рублей в доход федерального бюджета.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.