г. Иркутск |
|
04 декабря 2007 г. |
N А33-6418/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Евдокимова А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Брюхановой Т.А.,
с участием представителей сторон:
от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации (г.Красноярск)" Галимовой М.А. (доверенность N 28/10 от 26.09.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Красноярска на решение от 2 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 28 сентября 2007 года Третьего Арбитражного апелляционного суда по делу N А33-6418/2007 (суд первой инстанции - Трукшан Ж.П., суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Бычкова О.И., Демидова Н.М.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Красноярска (далее-инспекция) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (г.Красноярск)" (далее-учреждение) о взыскании 636 835,40 рублей недоимки и пени.
Решением от 2 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судебное решение вынесено с неправильным толкованием и применением норм материального права.
Инспекция считает, что "Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел РФ" имеет статус бюджетного учреждения и по предоставленному ему имуществу на праве оперативного управления должно исчислять и уплачивать налог на имущество, так как данное учреждение не является органом внутренних дел (исполнительным органом власти), в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная деятельность (обеспечение безопасности, законности и правопорядка; борьба с преступностью; защита прав и свобод человека и гражданина), и не относится к силам, обеспечивающим безопасность в соответствии со статьей 12 ФЗ РФ N 2446 от 05.03.1992 "О безопасности".
Кроме того, учреждение является самостоятельным юридическим лицом, стоящим на учете в инспекции, и состоит на сметно-бюджетном финансировании.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направила.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Как видно из материалов дела учреждение представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2006 года, по которым исчислен налог на имущество в общей сумме 615 757 рублей. В установленный срок налог учреждением не уплачен.
Инспекцией направлены учреждению требования об уплате в бюджет задолженности по налогу на имущество N 313708 по состоянию на 08.11.2006, N 324249 по состоянию на 23.11.2006. Налоговым органом приняты решения N 48987 от 21.12.2006, N 48988 от 21.12.2006 о взыскании за счет денежных средств учреждения налога в сумме 259 402,16 рублей, пени 2 301,84 рублей; налога 356 355 рублей, пени 18 776,56 рублей соответственно.
Поскольку недоимка и пени учреждением не уплачены, налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод, что в силу подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации имущество института, не является объектом налогообложения по налогу на имущество, как учреждения находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена приравненная к военной служба, и используется для обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В силу статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно статье 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Статьей 379 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно статье 382 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 названной статьи, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не признаются объектами налогообложения: имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 927 Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
Имущество внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно статье 4 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" находится в федеральной собственности и передается внутренним войскам в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации; управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (пункт 5 Положения).
Согласно подпункту 25 пункта 8 указанного Положения МВД России осуществляет полномочия по организации кадрового обеспечения системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.1993 N 791-р Красноярская высшая школа МВД России включена в перечень федеральных образовательных учреждений МВД Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.01.1999 N 153-р Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации является правопреемником Красноярской высшей школы МВД России (пункт 1 Устава учреждения, утвержденного приказом МВД России N 190 от 22.02.2007).
Учредителем Сибирского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации является Правительство Российской Федерации, полномочия от имени которого осуществляет МВД России (пункт 2 Устава учреждения).
Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации находится в непосредственном подчинении МВД России (пункт 5 Устава учреждения).
Согласно пункту 8 Устава учреждения Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации входит в систему высшего профессионального образования МВД России и осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел России, и таким образом, осуществляя одну из функций МВД России.
Кроме того, учреждение непосредственно выполняет задачу по охране общественного порядка, возложенную на органы внутренних дел, в силу подпунктов 9, 10 пункта 19 Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, Управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.10.2006 N 846, пунктов 128.12 и 138.2 Устава учреждения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Согласно пункту 116 Устава учреждения, личный состав института состоит из постоянного и переменного состава. К постоянному составу относятся лица, проходящие службу в учреждении как органе внутренних дел на должности рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, а также работники (вольнонаемные), должности которых предусмотрены штатным расписанием, утвержденным МВД России (пункт 117 Устава института). К переменному составу института относятся курсанты, слушатели; студенты, адъютанты, докторанты и аспиранты, обучающиеся в институте (пункт 118 Устава). Студентами являются лица, принятые на обучение на договорной (платной) основе по программе высшего профессионального образования на общеюридический (внебюджетный) факультет института, независимо от формы обучения, в том числе сотрудники органов внутренних дел (пункт 118.3 Устава).
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым министром внутренних дел Российской Федерации, считаются находящимися на службе в милиции. Милиция согласно статье 1 указанного Закона входит в систему МВД России, к числу ее задач относится обеспечение безопасности личности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
Предоставленные Учредителем институту для его постоянной деятельности здания, строения и сооружения, относятся к федеральной собственности (свидетельство о внесении в реестр федерального имущества N 039355, выданное Министерством государственного имущества Российской Федерации; выписка из реестра федерального имущества - письмо Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю от 12 апреля 2004 года N 06-3200/3338), закреплено за ним на праве оперативного управления (пункт 6 устава).
Таким образом, суды правомерно признали, что доводы инспекции о том, что учреждение не является органом внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, не основаны на нормах права, в связи с чем пришли к правильному выводу, что имущество, принадлежащее на праве оперативного управления учреждению, используется им для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, следовательно, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены принятых по делу судебных актов нет.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 2 августа 2007 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 28 сентября 2007 года Третьего Арбитражного апелляционного суда по делу N А33-6418/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Евдокимов |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.