г.Иркутск |
|
23 апреля 2008 г. |
N А10-3426/07-Ф02-1542/2008 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джидатрейд" на решение от 13 сентября 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-3426/07 (суд первой инстанции: Марактаева И.Г.)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Джидатрейд"" (Общество, ООО "Джидатрейд") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Бурятия (ТУ ФСФБН, административный орган) N 02-2007/122 от 09.08.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 13 сентября 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам нарушения норм Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Положения Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" и несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает вывод суда о том, что справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета и отчетности, указывая, что лицо, допустившее нарушение срока её представления в уполномоченный банк, не может нести ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ ФСФБН считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом (уведомления N N 64056, 64057 от 09.04.2008, 07.04.2008), своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, ООО "Джидатрейд" заключен контракт N MDWS-JM-588-15 от 14.08.2006 с Внешнеторговой-экономической компанией с ограниченной ответственностью города Маньчжурия, предметом которого является поставка товара (лесоматериалов круглых пород лиственницы).
Общая сумма договора составляет 1 960 000 долларов США.
В филиале ОАО "Бинбанк" в городе Улан-Удэ на указанный договор оформлен паспорт сделки N 06080001/2562/0004/1/0.
ТУ ФСФБН проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации, требований актов валютного регулирования и валютного контроля, соответствия проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
В ходе проверки установлено, что при сроке представления 15.12.2006 ООО "Джидатрейд" представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы 09.01.2007, то есть с нарушением установленного срока.
По выявленным фактам нарушения требований пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пунктов 2.1, 2.2, 2.4 главы 2 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 N258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" 15.06.2007 административным органом в отношении Общества составлен протокол N10618000-449/2007 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением ТУ ФСФБН N 02-2007/122 от 09.08.2007 ООО "Джидатрейд" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Республики Бурятия с названным заявлением.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности наличия в действиях ООО "Джидатрейд" состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьёй 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учёт и представлять отчётность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 11 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объёме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения Центрального банка России N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утверждённого Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 (Положение), в целях учёта валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения предельный срок представления документов не превышает 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.
Как установлено арбитражным судом и усматривается из материалов дела, товар по ГТД N 10618020/201206/0000855 вывезен Обществом по временной декларации (ВПД) N 10618020/031006/0000639 с таможенной территории Российской Федерации 09.11.2006, подтверждающий документ - ГТД (ППД) N 10618020/201206/0000855 и справка о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 09.01.2007.
Поскольку Обществом был нарушен установленный Положением срок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Джидатрейд" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, судом не учтено следующее.
Объективная сторона вменяемого Обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учёта и отчётности по валютным операциям.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
Вместе с тем подтверждающие документы и справка о них, которые в установленном порядке представляют резиденты, не являющиеся уполномоченными банками, ни в данном Положении, ни в каком-либо ином нормативном правовом акте Центрального банка Российской Федерации не были названы в качестве форм учета и отчетности.
Формы учета по валютным операциям для резидентов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание), которым к формам учета отнесена справка о подтверждающих документах.
Таким образом, до введения в действие Указания (до 27.01.2008) упомянутая справка и подтверждающие документы не являлись формами учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Несоблюдение порядка и сроков представления в уполномоченный банк справок и иных документов, которые не утверждены Центральным банком Российской Федерации в качестве форм учета и отчетности по валютным операциям, допущенное в период до 27.01.2008, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ООО "Джидатрейд" отсутствует.
С учётом изложенного суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции допущено неправильное толкование норм материального права, поэтому обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установленные судом фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в данном случае оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежащим отмене в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 211, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 13 сентября 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-3426/07 отменить.
Принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Бурятия N 02-2007/122 от 09.08.2007 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "Джидатрейд" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.