г.Иркутск |
|
6 июня 2008 г. |
N А10-2783/07-ФО2-2185 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.М.,
судей: Мироновой И.П., Некрасовой Н.В.,
при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Бурятводпроект" - директора Козьмина С.Г. (протокол от 19.05.2006), Бухарметова Р.Р. (доверенность от 24.07.2007 N 8), Республиканского агентства по природным ресурсам и охране окружающей среды - Харанутова А.И. (доверенность от 09.01.2008), Некоммерческой организации "Учреждение" Исполнительной дирекции при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал"- Шагдурова А.И. (доверенность от 25.12.2007 N12), Федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" - Шагдурова А.И. (доверенность от 03.07.2007 N 5),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Республиканского агентства по природным ресурсам и охране окружающей среды, Некоммерческой организации "Учреждение" Исполнительной дирекции при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал", Федерального государственного унитарного предприятия "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" на решение от 6 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление от 21 февраля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-2783/07 (суд первой инстанции: Хатунова А.И., суд апелляционной инстанции: Буркова О.Н., Григорьева И.Ю., Куклин О.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Бурятский институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства" (далее - ОАО "Бурятводпроект") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республиканскому агентству по природным ресурсам и охране окружающей среды, Республиканскому агентству по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия о признании недействительными торгов, проведённых в форме открытого конкурса по выбору исполнителя по государственному контракту на выполнение проектно-изыскательских работ в рамках реализации программы "Водные ресурсы и водные объекты" республиканской целевой программы "экология и природные ресурсы Республики Бурятия" (2005-2008 года) по государственному заказу Республиканского агентства по природным ресурсам и охране окружающей среды. К участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" в лице Бурятского филиала, Некоммерческая организация "Учреждение" Исполнительная дирекция при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 6 декабря 2007 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 21 февраля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Республиканское агентство по природным ресурсам и охране окружающей среды, Некоммерческая организация "Учреждение" Исполнительная дирекция при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал", Федеральное государственное унитарное предприятие "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить обжалуемые по делу судебные акты.
Заявители кассационных жалоб приводят доводы о том, что выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Предмет проведения торгов не соответствует программе, обусловленной Постановлением Правительства Республики Бурятия N 151 от 03.05.2005. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не требует наличие лицензии на проведение изыскательских работ природоохранных мероприятий.
ОАО "Бурятводпроект" в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителей отклонило, указав на законность обжалуемых судебных актов.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон подтвердили свои требования и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела 16.04.2007 в печатном издании "Конкурсные торги Республики Бурятия" N 14 (91) опубликовано объявление о предстоящем открытом конкурсе по выбору исполнителя на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по разработке технико-экономических обоснований/проектов природоохранных мероприятий в рамках реализации "Водные ресурсы и водные объекты" республиканской целевой программы "экология и природные ресурсы Республики Бурятия" (2005-2008 года). Лот N 1 - разработка технико-экономического обоснования/проекта противопаводковых мероприятий в бассейне р. Джида на территории Закаменского и Джидинского районов Республики Бурятия. Лот N 2 - разработка технико-экономического обоснования/проекта противопаводковых мероприятий в бассейне р. Иркут на территории Тункинского района Республики Бурятия. Заказчиком является Республиканское агентство по природным ресурсам и охране окружающей среды, уполномоченным органом - Республиканское агентство по размещению заказов для государственных заказчиков Республики Бурятия.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 23 мая 2007 года на участие в конкурсе по лоту N 1 допущено 4 участника, в том числе: ОАО "Бурятводпроект" и ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" в лице Бурятского филиала. По лоту N 2 к участию в конкурсе допущены 4 участника, в том числе: ОАО "Бурятводпроект" и Некоммерческая организация "Учреждение" Исполнительная дирекция при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал".
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления конкурсных заявок на участие в конкурсе от 23 мая 2007 года победителем торгов по лоту N 1 признано ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" в лице Бурятского филиала, победителем торгов по лоту N 2 признана Некоммерческая организация "Учреждение" Исполнительная дирекция при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал".
ОАО "Бурятводпроект" полагая, что данные торги являются недействительными, так как проведены с нарушением статей 11,12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что победители торгов допущены к участию в деле в нарушение требований статей 11,12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при отсутствии лицензий на проведение изыскательских работ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, считает их законными и основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) указанный законодательный акт применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Федерального закона.
Статья 11 вышеназванного Закона определяет требования к участникам размещения заказа. Проверка соответствия участников размещения заказа требованиям осуществляется заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
В статье 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определены случаи, когда при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе.
В числе случаев, в частности, определены и непредставление определенных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, несоответствие заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации, документации об аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 23 мая 2007 года на участие в конкурсе по лоту N 1 допущено 4 участника, в том числе ОАО "Бурятводпроект" и ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" в лице Бурятского филиала. По лоту N 2 к участию в конкурсе допущены 4 участника, в том числе ОАО "Бурятводпроект" и Некоммерческая организация "Учреждение" Исполнительная дирекция при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал".
В соответствии со статьёй 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Поскольку истец являлся одним из участников конкурса, факт его заинтересованности в итогах проведенного конкурса суд обоснованно признал установленным.
В предмет судебного исследования арбитражным судом включены указанные истцом обстоятельства: допущение к участию в конкурсе участников, у которых отсутствуют лицензии, необходимые для выполнения работ по государственному контракту.
Давая оценку доводам истца об отсутствии лицензии на выполнение изыскательских работ по тематике конкурса у ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт гидротехники и мелиорации" в лице Бурятского филиала и Некоммерческой организации "Учреждение" Исполнительная дирекция при координационном Совете глав администрации прибрежных районов озера Байкал", арбитражный суд исходил из обязательности наличия такой лицензии в силу положений статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со статьёй 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежат инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением зданий и сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Согласно Положению о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает в себя инженерно - геодезические, инженерно - геологические, инженерно - гидрометеорологические и инженерно - экологические изыскания, исследование грунтов оснований фундаментов зданий и сооружений, изыскания грунтовых строительных материалов, изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод, геодезические, геологические, гидрогеологические, геофизические, гидрологические и кадастровые работы, выполняемые в процессе строительства, эксплуатации, ликвидации зданий и сооружений (далее именуется - деятельность по инженерным изысканиям для строительства).
В силу положений статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
На основании изложенного и с учётом требований конкурсной документации, инженерные изыскания необходимы для разработки проектной документации противопаводковых мероприятий, в связи с чем, предоставление соответствующей лицензии так же является обязательным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании недействительными оспариваемых торгов являются законными и основанными на правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 6 декабря 2007 года Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление от 21 февраля 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А10-2783/07 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.М. Воробьева |
Судьи |
И.П. Миронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.