г. Иркутск |
|
09 июня 2008 г. |
N А19-18087/07 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Мироновой И.П.,
при участии в судебном заседании представителей Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Вокиной И.В. (доверенность N 13-15.1/6 от 27.12.2007), муниципального унитарного предприятия "Иркутскавтотранс" - Козубской О.В. (доверенность от 01.03.2008),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 февраля 2008 года по делу N А19-18087/07-61 (суд первой инстанции: Кшановская Е.А.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Иркутскавтотранс" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 5 832 810 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 февраля 2008 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Иркутскгорэлектротранс" взыскано 5 832 810 рублей убытков.
Ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права и нормы процессуального права - статья 16 Закона Российской Федерации " О реабилитации жертв политических репрессий", пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.051994 N 419, статьи 1, 32, 35 Закона Российской Федерации "О милиции", статьи 9, 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Указ Президента Российской Федерации от 02.08.1999 N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", статья 8 Федерального закона "О пожарной безопасности", пункты 1, 10 статьи 158, статья 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункты 12, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", пункт 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, пункт 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, пункты 2, 8 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий", пункт 66 Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью автомобильного транспорта, утвержденной постановлением Госкомстата от 31.10.2002 N 207, пункт 6 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2001, Инструкция N 149, пункты 8-10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", пункты 10, 17, 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68 "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", пункты 28, 30, 31 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153, пункт 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Министерство финансов полагает недоказанным наличие состава правонарушения, необходимого для применения ответственности в виде взыскания убытков.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
МУП "Иркутскавтотранс" в отзыве на кассационную жалобу указало на законность и обоснованность решения Арбитражного суда Иркутской области.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению материально-правовым требованием указано требование о взыскании 5 832 810 рублей - расходов, связанных с предоставлением льгот во исполнение Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Российской Федерации "О милиции", Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона "О пожарной безопасности" за период с 01.10.2004 по 31.12.2004.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 оказывал транспортные услуги в городском сообщении г. Иркутска с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О милиции", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности". Возмещение понесенных расходов не произведено.
Возражая против иска, ответчик указал на недоказанность факта причинения убытков и их размера, необоснованное применение истцом Инструкции N 149, привлечение его в качестве ответчика по делу.
Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, Арбитражный суд Иркутской области исходил из установленных обстоятельств неисполнения государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с оглашается с данными выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации N 1761-1 от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий", лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации N 1026-1 от 18.04.1991 "О милиции" сотрудники милиции на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом - в сельской местности.
Согласно статье 36 Закона Российской Федерации N 547 3-1 от 21.07.1993 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", сотрудники уголовно-исполнительной системы на всей территории Российской Федерации бесплатно пользуются всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси).
Статьей 8 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" предусмотрено, что личный состав Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей бесплатно пользуется на территории Российской Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси).
В соответствии с Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334, предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании свободной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
Согласно статье 35 Закона Российской Федерации "О милиции" финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансирование уголовно-исполнительной системы осуществляется целевым назначением с указанием отдельной строкой в федеральном бюджете на основе нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" финансирование органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Арбитражным судом установлено, что МУП "Иркутскгорэлектротранс" в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 при осуществлении своей деятельности оказывало транспортные услуги в городском сообщении г. Иркутска с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О милиции", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности". Сумма не возмещенных расходов по предоставлению льгот в связи с указанными законами составила 5 832 810 рублей.
Арбитражный суд, учитывая, что в спорный период не был утвержден порядок возмещения расходов организациям автотранспорта Иркутской области и специфики возникших правоотношений, пришел к выводу о том, что истец правомерно определил расходы на основании методики существовавшей на тот период - Инструкции, утвержденной Постановлением Госкомстата N 207 от 31.10.2002.
Арбитражный суд, проверив расчет истца предъявленной к взысканию задолженности, составленный на основании показателей: численность льготников перевезенных истцом в период с октября по декабрь 2004 года, тариф за проезд в общественном транспорте г.Иркутска, утвержденный постановлением мэра г.Иркутска от 31.12.2003 N 031-06-1708/3, количество поездок в месяц на одного ветерана (50 поездок в месяц), удельный вес пассажиров, перевозимых автотранспортом (по данным Департамента транспорта и связи Администрации г. Иркутска), правомерно признал его обоснованным.
Арбитражным судом установлено, что финансирование предоставленных истцом льгот не производилось, истцу не возмещены расходы, понесенные им в связи с предоставлением льгот, предусмотренные Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О милиции", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности", в период с 01.10.2004 по 31.12.2004.
Таким образом, неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у МУП "Иркутскгорэлектротранс" убытков.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.0 6.200 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 "Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средства из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Российская Федерация, установив льготы, приняла на себя обязанность полного возмещения транспортным предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Российской Федерации "О милиции", Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федерального закона "О пожарной безопасности".федеральных законов "О реабилитации жертв политических репрессий", истец недополучил возмещение в виде платы за оказанные услуги, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования МУП "Иркутскгорэлектротранс" к Российской Федерации о взыскании понесенных им убытков в заявленной сумме.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 февраля 2008 года по делу N А19-18087/07-61 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Д. Рюмкина |
Судьи |
Н.М. Воробьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.