г.Иркутск |
|
4 октября 2007 г. |
N А19-3901/07-58-ФО2-7146/2007 |
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Мироновой И.П.,
судей: Горячих Н.А., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании представителей:
Министерства финансов Российской Федерации - Талаева Д.В. (доверенность N 13-17/6 от 09.01.2007),
закрытого акционерного общества "Иркутскнефтепродукт" - Потапова А.С. (доверенность N АТ-01-23Д от 18.05.2007),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение от 9 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3901/07-58 (суд первой инстанции - Дягилева И.П.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Иркутскнефтепродукт" (ЗАО "Иркутскнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области (Министерство финансов РФ) о взыскании 94 055 рублей 95 копеек неосновательного обогащения.
В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Комитет по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования "Заларинский район" (КУМИ МО "Заларинский район").
Истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от исковых требований, предъявляемых к КУМИ МО "Заларинский район", отказался.
Решением от 9 июня 2007 года исковые требования удовлетворены. С Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области за счет казны Российской Федерации в пользу ЗАО "Иркутскнефтепродукт" взыскано неосновательное обогащение в сумме 94 055 рублей 95 копеек. Производство по делу в части требований к КУМИ МО "Заларинский район" прекращено.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, суд неправомерно привлек в качестве ответчика Министерство финансов РФ, а не публично-правовое образование - Российскую Федерацию.
Заявитель полагает, что со стороны ответчика отсутствует неосновательное обогащение, поскольку Министерство финансов РФ не являлось стороной по договору аренды и данный договор не порождает для него правовых последствий.
Лица, участвующие в деле, отзывов на кассационную жалобу не представили. Принимая участие в судебном заседании, представитель ЗАО "Иркутскнефтепродукт" возразил против доводов жалобы.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, заслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что 26.11.2001 между МО "Заларинский район" и ОАО "Иркутскнефтепродукт" заключен договор аренды земельного участка N 185, в соответствии с которым арендодатель (МО "Заларинский район") передал арендатору (ОАО "Иркутскнефтепродукт") в аренду земельный участок, расположенный в п. Залари, по ул. Ленина, 119, площадью 2823,21 квадратных метров сроком на 49 лет с 02.10.2001 по 02.10.2050, а арендатор принял на себя обязательство по внесению платы за аренду земельного участка на расчетный счет Федерального казначейства по Иркутской области.
Пунктом 3.1 названного договора предусмотрено, что арендная плата в размере 2 540 рублей 89 копеек вносится арендатором ежеквартально на расчетный счет Федерального казначейства по Иркутской области N 40101810900000010001.
Соглашением от 09.09.2003 стороны расторгли договор аренды земельного участка N 185 от 26.11.2001, а 12.11.2003 указанный земельный участок приобретен истцом в собственность на основании договора купли-продажи N 88, заключенного с Российским фондом федерального имущества.
Согласно актам сверок, составленным между ЗАО "Иркутскнефтепродукт" и КУМИ МО "Заларинский район" за период с 01.01.2003 по 01.01.2006, а также по состоянию на 01.01.2007 на момент расторжения договора аренды сумма излишне уплаченных истцом арендных платежей составила 94 055 рублей 95 копеек.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Полагая, что излишне уплаченная арендная плата в сумме 94 055 рублей 95 копеек составляет для Российской Федерации неосновательное обогащение, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что государство приобрело денежные средства от ответчика по утраченному впоследствии основанию, в связи с чем у него возникла обязанность вернуть истцу сумму неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 3 названной нормы предусмотрено, что от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Государство на основании части 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений; в силу части 2 этой же статьи к нему применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в связи с чем государство может быть участником гражданско-правовых отношений, возникающих в процессе пользования земельными участками, в том числе и получателем денежных средств за пользование земельным участком по договору либо без правовых оснований.
На момент заключения договора аренды от 26.11.2001 земельный участок, являющийся предметом данного договора, относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанными землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Таким образом, МО "Заларинский район", заключив с ЗАО "Иркутскнефтепродукт" договор аренды земельного участка N 185 от 26.11.2001, действовало от имени государства в силу полномочий, предоставленных указанным Федеральным законом.
При этом доходы, полученные от использования земельного участка, относящегося к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в силу пункта 4 статьи 41, пункта 1 статьи 42 и пункта 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются доходами федерального бюджета.
Как усматривается из материалов дела и ответчиком не оспаривается, истец во исполнение условий договора аренды земельного участка N 185 от 26.11.2001 перечислил в 2003 году на счет Федерального казначейства (балансовый счет N 40101) арендую плату в сумме 94 055 рублей 55 копеек.
Из Приказа Министерства финансов Российской Федерации N 420 от 29.12.2000, письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 09.02.2001 "О порядке учета доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации", Приказа Министерства финансов Российской Федерации N 4 от 09.01.2002 "О перечне доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства" следует, что указанный балансовый счет N 40101 "Доходы налогов и сборов, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетов Российской Федерации" является счетом федерального казначейства, то есть счетом, открытым государством с целью аккумулирования поступающих доходов, с последующим распределением доходов с этого счета в порядке и в соответствии с законом о бюджете.
Следовательно, после зачисления средств, перечисленных истцом в счет арендной платы за аренду земельного участка, на бюджетный счет N 40101810900000010001 данные средства являются собственностью Российской Федерации. Последующее распределение данных средств между нижестоящими бюджетами следует расценивать как распоряжение государством принадлежащим ему имуществом, произведенное на основании статьи 12 Федерального закона N 186-ФЗ от 23.12.2003 "О федеральном бюджете на 2004 год".
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (часть 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Указанные правила применяются и в том случае, когда основание, существующее в момент приобретения имущества, впоследствии отпадает.
Учитывая, что государство получило от истца денежные средства в сумме 94 055 рублей 95 копеек по законному основанию - во исполнение договора аренды земельного участка N 185 от 26.11.2001, которое впоследствии отпало ввиду расторжения названной сделки, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о возникновении у государства обязанности в соответствии с требованиями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации возвратить сумму неосновательного обогащения потерпевшему - ЗАО "Иркутскнефтепродукт".
В силу пункта 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности, то есть взыскание может производиться за счет казны.
Поскольку истец перечислил денежные средства Российской Федерации на единый бюджетный счет, открытый в управлении федерального казначейства по Иркутской области, являющимся структурным подразделением Министерства финансов Российской Федерации, суд обоснованно взыскал с последнего за счет казны Российской Федерации вышеуказанную сумму неосновательного обогащения.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что ответчиком при рассмотрении подобных исков является соответствующее публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов, подлежит отклонению, так как правоотношения сторон по делу регламентируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, а бюджетные правоотношения находятся за рамками данного дела.
Выводы суда основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, их правильной правовой оценке. У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для переоценки установленных по делу обстоятельств.
При таких условиях решение суда подлежит оставлению без изменения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 9 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3901/07-58 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.П. Миронова |
Судьи |
Н.А. Горячих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.