город Иркутск |
|
6 августа 2015 г. |
Дело N А74-72/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 августа 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чупрова А.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Винокуровой М.Ю.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Бова Л.В., секретарь судебного заседания Кирсанова Н.В.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Шалимовой Ольги Николаевны (доверенность от 06.02.2015);
Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия - Солдатовой Натальи Ивановны (доверенность от 26.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2015 года по делу N А74-72/2015 Арбитражного суда Республики Хакасия (суд первой инстанции - Каспирович Е.В., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия (г. Абакан; ОГРН 1091901001323; далее - госкомитет) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (г. Абакан; далее - антимонопольный орган) от 01.10.2014 по жалобе N 188/КС и недействительным предписания антимонопольного органа от 01.10.2014.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Щербинина Дмитрия Николаевича (г. Черногорск Республики Хакасия; ОГРНИП 312190313700051; далее - предприниматель) и государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" (г. Абакан;
ОГРН 1071901005912; далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2015 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о признании недействительным решения антимонопольного органа от 01.10.2014 в части признания госкомитета нарушившим часть 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В остальной части решение Арбитражного суда Республики Хакасия оставлено без изменения.
Обжалуя постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, антимонопольный орган в кассационной жалобе оспаривает вывод апелляционного суда о незаконности решения от 01.10.2014 в части признания госкомитета нарушившим часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.
По мнению антимонопольного органа, судом не учтены доводы о том, что установление срока выполнения работ по государственному контракту без учета максимальных сроков, необходимых для оформления и регистрации необходимых документов, приводит к неправомерному ограничению числа участников размещения заказа и, следовательно, препятствует созданию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, возможности любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Госкомитет представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить её без удовлетворения, а обжалуемое постановление - без изменения.
В судебном заседании представители сторон подтвердили свои правовые позиции.
Предприниматель и учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений; информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.
Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, госкомитетом 18.09.2014 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" размещена информация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение кадастровых работ по установлению границы полосы отвода автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Республики Хакасия общей протяженностью 33,3 км (закупка N 0380200000114004237).
Срок окончания выполнения работ по контракту установлен до 30.11.2014.
На участие в аукционе поступило 5 заявок, в том числе от предпринимателя, который обратился в антимонопольный орган с жалобой на нарушение госкомитетом законодательства о закупках при составлении документации об аукционе.
Антимонопольным органом 01.10.2014 принято решение, которым госкомитет признан нарушившим, в том числе, часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в связи с установлением короткого срока выполнения работ по государственному контракту.
На основании указанного решения антимонопольным органом 01.10.2014 выдано соответствующее предписание.
Не согласившись с решением и предписанием, госкомитет оспорил их в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав, в частности, правильными вывод антимонопольного органа о нарушении госкомитетом части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Третий арбитражный апелляционный суд признал, что выводы антимонопольного органа о нарушении госкомитетом части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе являются, как они изложены в оспариваемом решении, бездоказательными и предположительными, поскольку антимонопольный орган со ссылкой на конкретные и объективно существующие обстоятельства не обосновал, почему установление срока выполнения работ по государственному контракту до 30.11.2014 является коротким и в этой связи препятствует созданию равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, возможности любого заинтересованного лица стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), учитывая, что указанное условие документации об аукционе распространяется на всех потенциальных участников закупки.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен принцип, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Полагая, что госкомитетом нарушен указанный принцип, антимонопольный орган в оспариваемом решении исходил из того, что срок окончания работ по контракту (30.11.2014) является коротким. В обоснование данного вывода антимонопольный орган указал, что при наличии протокола разногласий для победителя аукциона предусмотрено 13 дней для подписания контракта с даты размещения в единой информационной системе протокола, то есть победитель спорного аукциона должен подписать контракт до 21.10.2014. На согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, установлен максимальный срок 30 календарных дней с момента регистрации поступившего заявления, в связи с этим согласование схемы расположения земельного участка может продлиться до 21.11.2014. Учитывая, что для подготовки межевого плана может понадобиться от одного до двух дней, максимальный срок осуществления государственного кадастрового учета земельного участка составляет не более 10 рабочих дней, то выполнение работ по государственному контракту невозможно ранее 09.12.2014.
Оценив указанные суждения и выводы антимонопольного органа в совокупности с представленными в их подтверждение доказательствами в полном соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что довод антимонопольного органа о нарушении госкомитетом требований части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе носит исключительно предположительный характер. С учетом содержания установленного частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе принципа обеспечения конкуренции суд апелляционной инстанции обоснованно учел, что требование об исполнении государственного контракта адресовано любому из потенциальных участников закупки и не свидетельствует о лишении кого-либо возможности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При таких условиях отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2015 года по делу N А74-72/2015 Арбитражного суда Республики Хакасия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чупров |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что госкомитетом нарушен указанный принцип, антимонопольный орган в оспариваемом решении исходил из того, что срок окончания работ по контракту (30.11.2014) является коротким. В обоснование данного вывода антимонопольный орган указал, что при наличии протокола разногласий для победителя аукциона предусмотрено 13 дней для подписания контракта с даты размещения в единой информационной системе протокола, то есть победитель спорного аукциона должен подписать контракт до 21.10.2014. На согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, установлен максимальный срок 30 календарных дней с момента регистрации поступившего заявления, в связи с этим согласование схемы расположения земельного участка может продлиться до 21.11.2014. Учитывая, что для подготовки межевого плана может понадобиться от одного до двух дней, максимальный срок осуществления государственного кадастрового учета земельного участка составляет не более 10 рабочих дней, то выполнение работ по государственному контракту невозможно ранее 09.12.2014.
Оценив указанные суждения и выводы антимонопольного органа в совокупности с представленными в их подтверждение доказательствами в полном соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно признал, что довод антимонопольного органа о нарушении госкомитетом требований части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе носит исключительно предположительный характер. С учетом содержания установленного частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе принципа обеспечения конкуренции суд апелляционной инстанции обоснованно учел, что требование об исполнении государственного контракта адресовано любому из потенциальных участников закупки и не свидетельствует о лишении кого-либо возможности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 августа 2015 г. N Ф02-3806/15 по делу N А74-72/2015
Хронология рассмотрения дела:
06.08.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3806/15
30.07.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-72/15
28.05.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2204/15
22.05.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-72/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-72/15