г. Иркутск |
|
21 августа 2015 г. |
N А74-7301/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2015 года.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. N 302-КГ15-15796 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Шергиным Г.Н.,
с исполнением судебного поручения в осуществляющем видеоконференц-связь Арбитражном суде Республики Хакасия судьей Каспирович Е.В., ведением протокола выполнения отдельного процессуального действия и видеозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Кирбижековой К.П.,
при участии в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия Вершаловской Е.П.,
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Малошкина Валерия Андреевича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 февраля 2015 года по делу N А74-7301/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Морозова Н.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Малошкин Валерий Андреевич (ИНН 190200028275, ОГРНИП 304190212000037; далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия, с заявлением о признании незаконным решения от 04.07.2014 N 25843 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019; далее - налоговая инспекция).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 февраля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2015 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, установленная судом кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной применяется для целей исчисления земельного налога с момента вступления в силу судебного акта об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения настоящего дела, однако в судебное заседание не явился и не направил своих представителей, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие заявителя.
Участвующий в судебном заседании представитель налоговой инспекции против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 19:03:030102:0942 и 19:03:030102:0892.
По состоянию на 01.01.2011 кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере: 1 520 515 рублей - земельного участка с кадастровым номером 19:03:030102:0942; 2 287 428 рублей - земельного участка с кадастровым номером 19:03:030102:0892.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.07.2013 по делу N А74-2473/2013 кадастровая стоимость указанных земельных участков установлена равной их рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером 19:03:030102:0942 - 250 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером 19:03:030102:0892 - 600 000 рублей.
Предприниматель 29.01.2014 представил в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в том числе исчисленная в отношении спорных земельных участков, составила 63 284 рубля. При этом налогоплательщиком при расчете налога учтена рыночная стоимость земельных участков с даты ее установления арбитражным судом по делу N А74-2473/2013 (сентябрь - декабрь 2013 года).
По результатам камеральной проверки данной декларации налоговой инспекцией составлен акт проверки, в котором установлен факт занижения налогоплательщиком земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, в сумме 14 788 рублей.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией 04.07.2014 вынесено решение N 25843 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 1 815 рублей. Названным решением предпринимателю также доначислен земельный налог за 2013 год в размере 9 076 рублей, начислены пени за неуплату (неполную уплату) земельного налога в сумме 317 рублей 2 копейки.
Решением от 13.10.2014 N 217 Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия оставило без удовлетворения апелляционную жалобу предпринимателя на данное решение налоговой инспекции.
Предприниматель оспорил данное решение в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что налоговая база по земельному налогу исчисляется исходя из кадастровой стоимости, значащейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы судов обоснованными.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3).
Согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая может быть определена исходя и из его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66). Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с Законом об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определен порядок и сроки внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в случае ее изменения по решению комиссии или суда.
Однако установление кадастровой стоимости в целях налогообложения не на 1 января, а на иную календарную дату в течение налогового периода в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в проверяемый период) возможно было только при образовании земельного участка в течение налогового периода (абзац 2 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом налоговым законодательством в проверяемый период не предусматривалась возможность внесения установленной судом рыночной стоимости в качестве кадастровой в государственный кадастр недвижимости и ее учет для целей налогообложения с иного, более раннего момента.
Обратная сила изменений, внесенных в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, данным законом не предусмотрена, следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации они не распространяются на спорный период.
Судами также обоснованно не были приняты во внимание ссылки налогоплательщика на изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 данного закона в новой редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Судами учтено, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 12.07.2013 по делу N А74-2473/2013 принято до 21.07.2014. В связи с этим, суды сделали правильный вывод о том, что установленная судом в 2013 году кадастровая стоимость спорных земельных участков равная рыночной подлежит применению в целях исчисления земельного налога, начиная с 01.01.2014.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 февраля 2015 года по делу N А74-7301/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обратная сила изменений, внесенных в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ, данным законом не предусмотрена, следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации они не распространяются на спорный период.
Судами также обоснованно не были приняты во внимание ссылки налогоплательщика на изменения, внесенные в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ положения статьи 24.20 данного закона в новой редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2015 г. N Ф02-4435/15 по делу N А74-7301/2014
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4435/15
20.08.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7301/14
07.05.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1853/15
26.02.2015 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7301/14