город Иркутск |
|
3 сентября 2015 г. |
Дело N А19-21231/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Бурковой О.Н., Николиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТИК" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2015 года по делу N А19-21231/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Габескирия М.Н.; апелляционный суд: Басаев Д.В., Рылов Д.Н., Ткаченко Э.В.),
установил:
администрация Ангарского муниципального образования (ИНН 3801022058, ОГРН 1023800526056, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "СТИК" (ИНН 3801059058, ОГРН 1023800525880, далее - ООО "Стик") о взыскании суммы 1 824 997 рублей 72 копейки, составляющей на основании договора аренды земельного участка от 12.12.2011 N 8745 задолженность по арендной плате за период с 01.01.2014 по 12.12.2014, суммы 340 076 рублей 33 копейки - пени за просрочку возмещения арендной платы за период с 11.08.2012 по 23.12.2014.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2015 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "СТИК" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе приводит доводы о несоответствии фактичекским обстоятельствам дела выводов судов двух инстанций о правомерности исковых требований. Считает неправомерным исчисление истцом арендной платы исходя из размера, не установленного в договоре, в отсутствие заключенного дополнительного соглашения к договору в предусмотренном законом порядке.
В отзыве на кассационную жалобу администрация ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 12.12.2014 N 2644-па "О предоставлении ООО "Стик" земельного участка, расположенного: Иркутская область, 4 километр автодороги "Байкал", на участке "подъезд к городу Ангарску", смежно к востоку от территории АЗС ООО "Предприятие промышленников и предпринимателей" ООО "Стик" предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 38:26:040601:385, из земель населенных пунктов, площадью 17 568 кв.м, расположенный: Иркутская область, 4 километр автодороги "Байкал", на участке "подъезд к городу Ангарску", смежно к востоку от территории АЗС ООО "Предприятие промышленников и предпринимателей", для строительства административно-торгового здания.
На основании пункта 1.1. договора аренды земельного участка от 12.12.2011 N 8745, заключенного администрацией (арендодателем), с ООО "Стик" (арендатором), арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 17 568 кв.м, с кадастровым номером 38:26:040601:385, расположенный по адресу: Иркутская область, 4 километр автодороги "Байкал", на участке "подъезд к городу Ангарску", смежно к востоку от территории АЗС ООО "Предприятие промышленников и предпринимателей", для строительства административно-торгового здания, в границах, указанным в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору.
Согласно пункту 2.1 договора, срок аренды установлен с 12.12.2011 по 12.12.2014.
Пунктами 3.1, 3.2 договора, определены размер и условия внесения арендной платы.
В соответствии с пунктом 3.3 договора, размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также может быть изменен путем изменения базовой ставки арендной платы не чаще одного раза в год. Для согласования размера арендной платы на текущий год арендатор обязан до 1 февраля текущего года ежегодно являться к арендодателю со своим экземпляром договора.
Согласно пункту 3.4 договора, размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2 договора, за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 12.12.2011.
Договор аренды земельного участка от 12.12.2011 N 8745 зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, о чем свидетельствует проставленная 13.02.2012, в соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрационная надпись на договоре за N 38-38-02/008/2012-163.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы в полном объеме за период с 01.01.2014 по 12.12.2014, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
На основании пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением администрации Иркутской области от 31.07.2008 N 213-па в пределах компетенции, определенной пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
Согласно пункту 3 главы 2 утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 31.07.08 N 213-па Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 18.02.2009 N 31-пп), арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок либо в ином размере в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Положения и определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.
На основании пункта 10 названного Положения, внесение арендной платы за использование земельных участков осуществляется ежеквартально, не позднее 10 числа второго месяца каждого квартала.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", утверждены результаты определения средних удельных показателей кадастровой стоимости в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым кварталам в разрезе видов разрешенного использования, согласно которым (приложение N 2), стоимость 1 кв.м земельного участка в кадастровом квартале 38:26:040601 г. Ангарска, с разрешенным использованием - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, составляет сумму 4 870 рублей 51 копейка в год.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Думы города Ангарска от 30.10.2006 N 123-19гД "О земельном налоге" на территории города Ангарска установлен и введен в действие с 01.01.2007 земельный налог.
Согласно пунктам 2.3., 2.3.1 названного Решения Думы города Ангарска (в редакции внесенных Решением Думы г. Ангарска от 02.04.2009 N 243-21гД изменений), налоговая ставка в отношении прочих земельных участков, устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением мэра Ангарского муниципального образования от 10.04.2009 N 1086 установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Ангарского муниципального образования, для различных видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с приложением к Постановлению мэра Ангарского муниципального образования от 10.04.2009 N 1086, коэффициент, применяемый к размеру арендной платы для строительства, эксплуатации офисных зданий делового и коммерческого назначения; административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, составляет 1,5.
Постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 12.05.2014 N 524-па "О внесении изменений в Постановление мэра Ангарского муниципального образования от 10.04.2009 N 1086 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Ангарского муниципального образования, для различных видов разрешенного использования земельных участков".
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления администрации Ангарского муниципального образования от 12.05.2014 N 524-па пункт 2 Постановления мэра Ангарского муниципального образования от 10.04.2009 N 1086 признан утратившим силу.
Согласно пункту 2 Постановления администрации Ангарского муниципального образования от 12.05.2014 N 524 постановления распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров аренды земельных участков, с 01.01.2014.
Коэффициент инфляции к размеру арендной платы на 2014 год истцом не начислялся.
Руководствуясь положениями вышеназванных норм действующего законодательства, суды, исходя из площади переданного ответчику в пользование земельного участка, обоснованно пришли к выводу о том, что задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.01.2014 по 12.12.2014 составляет 1 824 997 рублей 76 копеек. В отсутствие доказательств уплаты задолженности по арендной плате за период с 01.01.2014 по 12.12.2014, суды на основании статей 309, 314, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, правомерно удовлетворили требования истца о взыскании с ответчика указанной суммы долга.
Учитывая установленный пунктами 3.1., 3.2. договора аренды земельного участка от 12.12.2011 N 8745, порядок и сроки возмещения арендной платы, а также не представление ответчиком доказательства своевременного возмещения арендной платы, суды на основании статей 330 и 331 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признали обоснованными требования истца о взыскании неустойки в размере 340 076 рублей за период с 11.08.2012 по 23.12.2014.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен и не принимается арбитражным судом округа довод ответчика о неправомерном исчисление истцом арендной платы исходя из размера, не установленного в договоре, в отсутствие заключенного дополнительного соглашения к договору в предусмотренном законом порядке.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.12.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Согласно пункту 19 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе потребовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2015 года по делу N А19-21231/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 июня 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.