город Иркутск |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А19-5137/2015 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Парской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2015 года по делу N А19-5137/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ячменев Г.Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ИНН 3807002509, ОГРН 1023801428111, далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 5 (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905, далее - учреждение, фонд) о признании незаконными решений от 20.02.2015 N 6 и N 78 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 196 286 рублей 87 копеек (пункт 2).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты приняты со ссылкой на пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", статью 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральные законы N 255-ФЗ, N 81-ФЗ), статьи 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон РФ N 4520-1), пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пункт 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", постановление главы Администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе учреждение просит в связи с нарушением судами норм материального права (статья 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 19, статья 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), пункт 1 части 3 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), пункт 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение о Фонде социального страхования), пункт 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", постановление Совмина СССР от 15.10.1969 N 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен", постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения") принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов о правомерности применения обществом районного коэффициента 1.30 при исчислении пособий по обязательному социальному страхованию основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права, поскольку средства фонда, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью и их расходование может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не её субъектов.
Фонд считает, что к выплатам, осуществляемым за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (федеральные средства), может применяться только тот районный коэффициент, который установлен на федеральном уровне для г. Иркутска (в размере 1.20); затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента, то есть дополнительные 10 процентов должны быть осуществлены заявителем за счет собственных средств
Общество в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность и законность судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителей
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
По результатам камеральной проверки общества по вопросам правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2014 по 30.09.2014 фондом составлен акт от 27.01.2015 N 78 и приняты решения от 20.02.2015 N 6 и N 78, пунктами 2 которых страхователю предложено провести корректировку расходов в сумме 196 286 рублей 87 копеек на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отказано в выделении указанной суммы на осуществление произведенных расходов.
Не согласившись с принятыми решениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что общество правомерно применяло при исчислении заработной платы работникам районный коэффициент в размере 1,3 и уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований законны и обоснованы в связи со следующим.
В силу статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ предусмотрено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.
В соответствии с положениями статей 1 и 3 Закона РФ N 4520-1 действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (действовавшего до 27.06.2011) исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах, действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Главой администрации Иркутской области во исполнение названного нормативного акта принято постановление от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", согласно которому с 01.01.1993 на территории, в том числе города Иркутска установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,3.
Законность указанного нормативного акта была проверена в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 7 декабря 2007 года, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 66-Г08-1, в удовлетворении заявленных требований отказано, суды пришли к выводу о законности оспариваемых положений указанного постановления.
Следовательно, арбитражные суды, руководствуясь данным нормативным правовым актом Иркутской области, пришли к обоснованному выводу о правомерности применения обществом районного коэффициента 1,3, с учетом которого начисляется заработная плата работникам данного общества.
Доводы фонда о том, что средства фонда, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию, являются федеральной собственностью, расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не её субъектов не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
Данные доводы были рассмотрены судами и отклонены со ссылкой на то, что общество, производя исчисление заработной платы своим работникам с применением районного коэффициента в размере 1,3 и уплачивая страховые взносы в Фонд социального страхования России, сформировало соответствующий источник для выплаты сумм пособий с учетом того же районного коэффициента.
Обстоятельства исчисления заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,3 подтверждены имеющимися в деле доказательствами и фондом не оспариваются.
При оценке доказательств требования статей 67, 68, 71, 200 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не нарушены.
Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств и приведенных в кассационной жалобе доводов у кассационного суда нет в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Подлежащие применению нормы материального права, в том числе пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, статья 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьи 1, 3 Закона РФ N 4520-1, пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пункт 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", постановление Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", истолкованы и применены судами правильно.
В связи с изложенным, доводы о неправильном применении указанных норм права кассационным судом во внимание не принимаются, как основанные на их ошибочном толковании заявителем кассационной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, кассационным судом не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2015 года по делу N А19-5137/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законность указанного нормативного акта была проверена в судебном порядке. Решением Иркутского областного суда от 7 декабря 2007 года, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 66-Г08-1, в удовлетворении заявленных требований отказано, суды пришли к выводу о законности оспариваемых положений указанного постановления.
...
Подлежащие применению нормы материального права, в том числе пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, статья 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьи 1, 3 Закона РФ N 4520-1, пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", пункт 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", постановление Главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", истолкованы и применены судами правильно."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2015 г. N Ф02-5846/15 по делу N А19-5137/2015