г. Иркутск |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А19-690/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Парской Н.Н.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей государственного учреждения - Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области Кажарской Ю.В. (доверенность от 01.12.2014), Егоровой Е.А. (доверенность N 25 от 07.07.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Усть-Илимская городская поликлиника N 1" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2015 года по делу N А19-690/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Ячменев Г.Г., Басаев Д.В.),
установил:
областное государственное автономное учреждение здравоохранения "Усть-Илимская городская поликлиника N 1" (далее - заявитель, поликлиника) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к государственному учреждению Территориальному фонду обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области (далее - фонд) в лице Усть-Илимского филиала с заявлением о признании недействительным требования от 17.12.2014 N 563 в части возврата суммы 220 460 рублей 69 копеек, как нецелевого расходования денежных средств обязательного медицинского страхования, и уплаты штрафа в размере 22 046 рублей 4 копейки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, поликлиника обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, денежные средства, полученные заявителем от страховых организаций по линии обязательного страхования, израсходованы поликлиникой в соответствии с действующим законом и фактически использованы по целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу фонд указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поликлиника о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, заявила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Участвующие в судебном заседании представители фонда возражали против доводов жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 06.11.2014 по 06.12.2014 комиссией по проверке использования средств обязательного медицинского страхования проведена плановая комплексная проверка целевого использования средств обязательного медицинского страхования в поликлинике за период с 01.01.2013 по 01.10.2014, в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе:
- за 9 месяцев 2014 года за счет средств обязательного медицинского страхования приобретены и выданы продукты питания (молоко) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, отделения, не работающего в системе ОМС (стоматология ортопедическая) на сумму 22 680 рублей;
- поликлиникой оплачены и списаны на расходы обязательного медицинского страхования услуги по замене оконных блоков (изготовление и монтаж изделий из профиля ПВХ) в размере 200 690 рублей 43 копейки, в том числе: в 2013 году - 97 005 рублей 83 копейки, в 2014 году - 103 684 рубля 60 копеек;
- в мае 2013 года средства обязательного медицинского страхования в сумме 94 095 рублей 89 копеек направлены на оплату государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объектов: "Капитальный ремонт здания стоматологического отделения ОГАУЗ "Усть-Илимская городская поликлиника N 1", г. Усть-Илимск, ул. 50 лет ВЛКСМ, 38, "Усть-Илимская поликлиника N 1", г. Усть-Илимск, ул. Чайковского, 7.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 06.11.2014 N 10.
В требовании от 17.12.2014 N 563 фонд потребовал от поликлиники в срок до 27.12.2014 направить в адрес учреждения информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий), вернуть в бюджет фонда в течение десяти рабочих дней со дня предъявления требования средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению.
Полагая, что требование от 17.12.2014 N 563 в части возврата средств обязательного медицинского страхования в сумме 220 460 рублей 69 копеек не соответствует закону, нарушает права и законные интересы, поликлиника обратилась в суд с заявлением о признании требования в данной части недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды признали доказанными факты нецелевого использования средств фонда в спорных суммах.
Суд округа считает выводы судов обоснованными.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств закреплен в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Под нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) предусмотрено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 указанной статьи).
Исходя из части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды признали подтвержденным факт нецелевого использования поликлиникой средств фонда обязательного медицинского страхования, списанных со счета, открытого для учета средств обязательного медицинского страхования, на приобретение спецпитания и услуг по замене оконных блоков, оплату экспертизы проектно-сметной документации с целью проведения капитального ремонта. Указанный факт косвенно признан самим заявителем, который восстановил на счетах денежные средства, использованные не по целевому назначению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 20, 30, 35, 36 Закона N 326-ФЗ и положениями территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденных на 2013 год постановлением Правительства Иркутской области от 28.12.2012 N 726-пп, на 2014 год - постановлением Правительства Иркутской области от 25.12.2013 N 613-пп, в состав которых входят территориальные программы обязательного медицинского страхования, действовавшими на момент проведения проверки, установив, что в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования соответствующую сумму заявитель не возвратил, суды пришли к правомерному выводу об обоснованности требования фонда и отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Ссылка поликлиники на то, что спорные денежные средства были восстановлены на счетах ОМС, обоснованно отклонена судами, поскольку положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств ОМС.
При этом судами правильно указано на то, что последующее так называемое "восстановление" этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм - нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и по существу направлены на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 апреля 2015 года по делу N А19-690/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Парская |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.