город Иркутск |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А19-15433/2014 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Платова Н.В.
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" Липиной Татьяны Дмитриевны (доверенность от 07.03.2015 N 5), Межрайонного управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1 Понамаревой Ольги Анатольевны (доверенность от 23.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2015 года по делу N А19-15433/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ханафина А.Ф., апелляционный суд: Юдин С.И., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Народный маршрут" (ИНН 3821014249, ОГРН 1063848018585, место нахождения: Иркутская область, г. Шелехов) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району (ИНН 3821012361, ОГРН 1043880005157, место нахождения: Иркутская область, г. Шелехов) о взыскании 1 425 300 рублей 48 копеек расходов, возникших в апреле-июне 2014 года в связи с перевозкой льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 461 492 рубля 64 копейки долга, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении иска в связи с неправильным применением судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
Податель кассационной жалобы указывает на ошибочность вывода судов о недоказанности количества фактически перевезенных пассажиров.
Ответчик отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность (отзыв от 22.09.2015).
До рассмотрения кассационной жалобы по существу в адрес суда кассационной инстанции поступили выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, приказ от 17.08.2015 N 118 мпр, распоряжение от 25.08.2015 N 838-рм, положение о Межрайонном управлении Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1, из которых усматривается, что произведена государственная регистрация прекращения деятельности Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району как юридического лица в связи с его реорганизацией в форме присоединения к Межрайонному управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1 (ОГРН 1083808001023, ИНН 3808172239).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку представленные ответчиком документы подтверждают факт его реорганизации путем присоединения к Межрайонному управлению Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1, суд считает возможным на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести замену стороны в порядке процессуального правопреемства.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой и апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Настоящий иск заявлен коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров автобусами городского и пригородного сообщения в городе Шелехов Иркутской области, о взыскании расходов, возникших в апреле-июне 2014 года в связи с перевозкой льготных категорий граждан по единым социальным проездным билетам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законами льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
Поскольку транспортные предприятия, осуществляющие перевозку льготной категории граждан, имеют право на получение от публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителей платы, при расчете убытков должны приниматься во внимание: тариф на перевозку одного пассажира, стоимость единого социального проездного билета, количество проданных билетов, количество поездок пассажиров указанной категории.
Суды признали иск обоснованным по праву.
Однако оценив представленные сторонами доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды пришли к выводу о том, что истец документально не подтвердил причинение ему убытков в размере 963 807 рублей 84 копеек. При этом суды указали, что сами по себе реестры выдачи льготных проездных билетов не подтверждают количество фактически перевезенных истцом в спорный период пассажиров.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно неправильной оценки доказательств судом первой инстанции и апелляционным судом в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции, поскольку установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой суда первой инстанции и апелляционного суда. Каких-либо нарушений требований статьи 71 названного Кодекса при оценке доказательств судами не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району на Межрайонное управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области N 1 (ОГРН 1083808001023, ИНН 3808172239, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36).
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 апреля 2015 года по делу N А19-15433/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.