город Иркутск |
|
09 декабря 2015 г. |
Дело N А74-7501/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Коровкиной А.О.,
при участии в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей: индивидуального предпринимателя Корякина Дмитрия Викторовича - Комарова А.А. (доверенность от 16.06.2015), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия Дробковой Е.А. (доверенность от 18.09.2015),
с участием судей, осуществляющих организацию сеанса видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия, Федулкиной А.А., Лиходиенко А.В., секретарей судебного заседания Веселковой А.П., Кимяевой Ж.В.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Корякина Дмитрия Викторовича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 апреля 2015 года по делу N А74-7501/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Парфентьева О.Ю.; апелляционный суд: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Корякин Дмитрий Викторович (ОГРНИП 304190105700174, ИНН 190112852557, г.Абакан, далее - предприниматель Корякин Д.В.) обратился в Арбитражный суд с Республики Хакасия заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) от 03.07.2014 N 30252 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: решение инспекции от 03.07.2014 N 30252 признано незаконным в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 24 530 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предприниматель Корякин Д.В. обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить, соответствующие требования удовлетворить.
Оспаривая выводы судов о правомерности доначисления к уплате земельного налога за 2013 год, заявитель указывает на неправильное применение судами как норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, так и положений процессуального права, полагает, что на момент принятия обжалуемого решения инспекция обладала сведениями об изменении кадастровой стоимости земельных участков (установлении её равной рыночной стоимости) решениями Арбитражного суда Республики Хакасия по делам N N А74-4513/2012, А74-4514/2012, в рамках которых оспаривалась кадастровая оценка указанных земельных участков, однако данным обстоятельствам надлежащая правовая оценка судами не дана.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция, не соглашаясь с доводами заявителя, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель предпринимателя Корякина Д.В. поддержал требования кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям, полагал выводы суда первой инстанции и апелляционного суда в обжалуемой части необоснованными, в связи с чем просил данные судебные акты отменить, представитель инспекции считал требования заявителя кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению в силу неправомерности изложенных им доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв в судебном заседании до 12 часов 00 минут 08 декабря 2015 года.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем Корякиным Д.В. налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, в ходе которой выявлено неправомерное применение в целях исчисления налоговой базы в проверяемом налоговом периоде кадастровой стоимости земельных участков (кадастровый номер 19:01:100403:2 и кадастровый номер 19:01:100402:23), равной их рыночной стоимости, установленной решениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2013 года по делу N А74-4513/2012, от 18 февраля 2013 года по делу N А74-4514/2012 соответственно, что послужило основанием доначисления земельного налога, соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности за его неуплату.
Ссылаясь на неправомерное доначисление указанного налога, предприниматель Корякин Д.В. обратился в арбитражный суд, указав на то, что кадастровая оценка стоимости принадлежащих ему земельных участков признана незаконной и необоснованной в судебном порядке, в связи с чем (согласно представленного налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства расчета) сумма земельного налога за 2013 год должна быть рассчитана исходя из стоимости, установленной вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А74-4513/2012, А74-4514/2012.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что в силу правил статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости в течение рассматриваемого налогового периода (2013 год) может быть учтено в целях исчисления земельного налога лишь в последующем налоговом периоде, следовательно, налоговая база по земельному налогу, подлежащему уплате за 2013 год, подлежит определению исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013, установленной постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия".
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает изложенный вывод судов основанным на правильном применении норм материального права и соответствующим установленным по спору обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Пунктом 1 статьи 1 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из указанной нормы Кодекса следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, которая может быть определена исходя и из его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2 статьи 66 ЗК РФ).
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость принадлежащих предпринимателю Корякину Д.В. земельных участков. Данный нормативный правовой акт принят Правительством Республики Хакасия в пределах наличествующих у него полномочий в установленном законодательством порядке, не отменен, никем не оспорен и не соответствующим действующему федеральному законодательству не признан, в том числе в рамках судебных разбирательств по делам N А74-4513/2012, N А74-4514/2012.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций, устанавливая наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, обоснованно указали на то, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания не являются, а внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает её недостоверной.
Поскольку в данном случае постановление Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 является нормативным правовым актом о налогах и сборах и в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ подлежит применению с 01.01.2013, а норма пункта 1 статьи 391 НК РФ устанавливает порядок определения налоговой базы применительно к конкретному налоговому периоду императивно, суды пришли к законным и обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для исчисления земельного налога за 2013 год исходя из кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости, определенной вступившими в законную силу решениями суда по делам N А74-4513/2012, N А74-4514/2012.
Указание в соответствующих судебных актах об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2011 не может подменять собой установленный изложенными нормами материального права порядок определения налоговой базы по земельному налогу, а также учитывая, что предметом рассмотрения по делам N А74-4513/2012, N А74-4514/2012 налоговые правоотношения с участием предпринимателя Корякина Д.В. не являлись, иная кадастровая стоимость устанавливалась судом безотносительно к целям её дальнейшего применения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, имевшие место в спорный налоговый период.
Учитывая изложенное, доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции как несостоятельные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 1 апреля 2015 года по делу N А74-7501/2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.