город Иркутск |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А10-1292/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей Звечаровской Т.А., Качукова С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июля 2015 года по делу N А10-1292/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Аюшеева Е.М., суд апелляционной инстанции:
Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085, г.Улан-Удэ Республики Бурятия, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с требованием о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, г.Москва, далее - Минфин России, ответчик) убытков в размере 2 069 181 рубля 80 копеек, образовавшихся в результате исполнения органом местного самоуправления государственных полномочий.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Хулханова Валентина Александровна (далее - Хулханова В.А.).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года, иск удовлетворен.
Минфин России в кассационной жалобе просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неверное толкование судами пункта 1, подпункта 24 пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) во взаимосвязи со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), по которым обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. В этой связи взыскание соответствующих убытков с Российской Федерации является неправомерным.
Кроме того, ответчик указывает на ошибочное применение судами к спорным правоотношениям положений Гражданского кодекса Российской Федерации, так как порядок возмещения убытков, предусмотренный этим Кодексом, не может быть применен к межбюджетным (публичным) отношениям.
Администрация в отзыве просила обжалуемые судебные акты отменить в связи с необходимостью привлечения к участию в деле в качестве ответчика Республики Бурятия в лице Минфина субъекта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о взыскании с государства убытков в результате исполнения органом местного самоуправления государственных полномочий - предоставление по решению суда во внеочередном порядке жилого помещения гражданину.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения Советского районного суда города Улан-Удэ от 14 июня 2013 года в редакции апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от 18 сентября 2013 года по делу N 2-1981/13 на администрацию города Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Хулхановой В.А., являющейся инвалидом с детства и имеющей диагноз, входящий в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень N 378), жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной норме предоставления жилой площади на состав семьи три человека.
Во исполнение указанных судебных актов администрация предоставила Хулхановой В.А. жилое помещение по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Геологическая, 16-7, заключив с ней договор социального найма N 918 от 16.02.2015.
По расчетам администрации, исходя из средней цены одного квадратного метра общей площади жилых помещений на вторичном рынке по Республике Бурятия в 4-м квартале 2014 года (47 677 рублей), общая стоимость предоставленного Хулхановой В.А. жилого помещения составила 2 069 181 рубль 80 копеек.
Ссылаясь на то, что в связи с предоставлением указанного жилого помещения во исполнение судебных актов оно выбыло из владения истца, при этом расходы по его предоставлению, соответствующие стоимости помещения, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. В качестве ответчика администрация указала Российскую Федерацию как публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого, по ее мнению, отнесено обеспечение жилыми помещениями инвалидов.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов и исходил из того, что обязанность по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, возложена на Российскую Федерацию, которая не предоставила доказательств выделения Республике Бурятия или администрации города Улан-Удэ из федерального бюджета соответствующих денежных средств на указанные цели.
Суд апелляционной инстанции поддержал названное решение.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Закона о социальной защите инвалидов под социальной поддержкой инвалидов понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. При этом из положений этого закона следует, что к системе мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, относятся, в том числе, мероприятия по обеспечению их жилыми помещениями.
Статьей 17 названного Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 этого закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Закона о социальной защите инвалидов Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. При этом средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из содержания указанных выше нормативных актов и разъяснений следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств федерального бюджета, обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом возможное выделение из федерального бюджета дополнительного финансирования (независимо от его размеров) на осуществление полномочий субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, равно как и недостаточность этого финансирования для обеспечения жильем всех нуждающихся, не отменяет и не изменяет общего правила о том, что осуществление этого полномочия относится к расходным обязательствам именно субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае Хулханова В.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории: "Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" 29.05.2008, по категории: "Граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно" - 27.03.2013. В этой связи выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что возмещение убытков администрации, причиненных ей в связи с предоставлением во исполнение решения суда жилого помещения Хулхановой В.А., должно осуществляться из федерального бюджета, противоречат статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы администрации о необходимости возмещения причиненных ей убытков за счет Российской Федерации ввиду того, что именно Российская Федерация провозгласила гарантию по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и не обеспечила реализацию этой гарантии, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Наличие у гражданина заболевания, предусмотренного Перечнем N 378, само по себе не является основанием для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма. В силу пункта 4 части 1 статьи 51 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации наличие такого заболевания является лишь основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и для применения к нему внеочередного порядка предоставления жилого помещения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление такому гражданину жилого помещения производится в случае, если он относится к категориям граждан, указанных в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (в том числе к инвалидам), и в связи с этим состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, названные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве отдельно установленной самостоятельной гарантии по обеспечению жильем, реализация которой должна производиться исключительно за счет средств Российской Федерации как публично-правового образования, ее установившего.
Поскольку при принятии обжалуемых решения и постановления судами неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного решения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом того, что иск по настоящему делу предъявлен только к Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает необходимым указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Полагая свои права нарушенными, администрация имеет возможность предъявить соответствующий иск к лицу, которое в силу закона должно отвечать по такого рода требованиям при наличии к тому оснований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июля 2015 года по делу N А10-1292/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года по тому же делу отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.