город Иркутск |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А33-2575/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Шелёминой М.М., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2015 года по делу N А33-2575/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции - Болуж Е.В.; суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),
установил:
товарищество собственников жилья "Академическое" (ОГРН 1062400022079, ИНН 2463078833; место нахождения: город Красноярск; далее также - товарищество, ТСЖ "Академическое") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации города Красноярска (далее также - администрация) о признании недействительным постановления от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в части включения в перечень (приложение к постановлению) дома по адресу: город Красноярск, улица Академгородок, дом 18 "д" (пункт 851 перечня).
Определением суда первой инстанции от 01 апреля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2015 года, заявленное товариществом требование удовлетворено, постановление администрации от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в части включения в перечень дома N 18 д по улице Академгородок в городе Красноярске (пункт 851 приложения) признано недействительным.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных товариществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами при принятии обжалуемых судебных актов не применены нормы материального права, подлежащего применению к спорным правоотношениям, в частности, положения части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N N 66402593023941, 66402593023958, 66402593023965; информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 04.12.2015), однако в судебное заседание своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ТСЖ "Академическое" осуществляет управление общим имуществом жилого дома, расположенного по адресу: город Красноярск, улица Академгородок, дом N 18 "д".
Собственниками помещений в указанном многоквартирном доме 01.06.2014 проведено повторное заочное общее собрание собственников, в том числе, по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно решению общего собрания от 01.06.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по улице Академгородок, 18 "д" на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Академическое"; выбран банк для открытия специального счета - открытое акционерное общество "Банк ВТБ" (далее - ОАО "Банк ВТБ").
После чего ТСЖ "Академическое" совершило необходимые в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" действия по реализации принятого собственниками решения.
Однако постановлением администрации от 28.11.2014 N 812, опубликованным в газете "Городские новости" от 10.12.2014 N 190, в постановление от 21.08.2014 N 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом N 18 "д", по адресу: город Красноярск, улица Академгородок.
Полагая, что действия администрации города Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Красноярск, улица Академгородок, дом N 18 "д", в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, не соответствуют требованиям нормативных актов и нарушают его права, товарищество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Признавая недействительным постановление администрации в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Красноярск, улица Академгородок, дом N 18 "д", в названный реестр, суды указали, что собственники помещений в данном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, поскольку ими в соответствии с установленным порядком в предусмотренный действующим законодательством шестимесячный срок (до 10.08.2014) совершены все необходимые действия, а именно: принято решение, которым избран способ формирования фонда капитального ремонта, определен владелец специального счета, заключены договоры с банком на открытие специальных счетов. В связи с чем, включение жилого дома в реестр регионального фонда капитального ремонта нарушило право собственников на реализацию принятого решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете товарищества.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Кроме этого, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно положениям статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Заявитель кассационной жалобы считает, что суды не применили положения части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых собственники помещений должны были уведомить администрацию о реализации способа формирования фонда капитального ремонта до 10.08.2014 (в шестимесячный срок со дня опубликования региональной программы капитального ремонта); указанный срок является пресекательным, обязанности органов местного самоуправления по принятию данных сведений за пределами указанного срока не предусмотрено.
Названные доводы заявителя жалобы были предметом проверки судов, которые правильно указали, что ТСЖ "Академическое" 10.06.2014 уведомило администрацию о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете посредством направления письма (исх. от 10.06.2014 N 10) с приложением протокола общего собрания от 01.06.2014, а затем, 31.10.2014 и 05.11.2014 уведомило службу и администрацию соответственно о принятом решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта с направлением копии протокола и справки об открытии специального счета.
Суды отклонили доводы администрации о том, что представление товариществом документов в службу после установленного частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации пятидневного срока (31.10.2014) не подтверждает реализацию собственниками решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, правомерно посчитав, что соблюдение срока представления уведомления об открытии специального счета не является условием для реализации права на выбор одного из существующих способов формирования фонда капитального ремонта, соответственно, нарушение данного срока не может служить основанием для отказа во включении в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Ссылка на то, что законодатель внес соответствующие изменения в часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и названная норма была действующей на момент рассмотрения дела судом, является несостоятельной.
Как правильно посчитал суд апелляционной инстанции, указанные изменения внесены Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в законную силу 30.06.2015, то есть после принятия собственниками многоквартирного дома решения 01.06.2014 и совершения товариществом иных действий по определению способа формирования фонда капитального ремонта. Следовательно, положения названного Федерального закона, который не содержит норм об обратной силе, не подлежат применению к спорным правоотношениям и не влияют на реализацию собственниками указанного многоквартирного дома права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о несоответствии постановления администрации требованиям законодательства, о нарушении названным актом прав товарищества и собственников помещений в многоквартирном доме и, как следствие, правомерно признали постановление недействительным в оспариваемой части.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2015 года по делу N А33-2575/2015, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
М.М. Шелёмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка на то, что законодатель внес соответствующие изменения в часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и названная норма была действующей на момент рассмотрения дела судом, является несостоятельной.
Как правильно посчитал суд апелляционной инстанции, указанные изменения внесены Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в законную силу 30.06.2015, то есть после принятия собственниками многоквартирного дома решения 01.06.2014 и совершения товариществом иных действий по определению способа формирования фонда капитального ремонта. Следовательно, положения названного Федерального закона, который не содержит норм об обратной силе, не подлежат применению к спорным правоотношениям и не влияют на реализацию собственниками указанного многоквартирного дома права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 января 2016 г. N Ф02-7270/15 по делу N А33-2575/2015