город Иркутск |
|
24 марта 2016 г. |
Дело N А58-2492/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 марта 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Качукова С.Б.,
судей Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - товарищества собственников жилья "Лесное" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2015 года по делу N А58-2492/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Аринчехина А.Ю.; апелляционный суд: судьи Оширова Л.В.. Барковская О.В. и Даровских К.Н.),
установил:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 8 управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (ОГРН 1021400691597, ИНН 1414006785, место нахождения: г. Ленск Республики Саха (Якутия), далее также - ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс), к товариществу собственников жилья "Лесное" (ОГРН 1091414000424, ИНН 1414014289, место нахождения: г. Ленск Республики Саха (Якутия), далее также - ТСЖ "Лесное", ответчик) о взыскании 1 082 524 рубля 88 копеек задолженности за поставленные коммунальные ресурсы (тепловую энергию, горячую и холодную воду).
В соответствии со статьей 51 Кодекса к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее также - ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий").
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2015 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТСЖ "Лесное" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В поданной жалобе ответчик сослался на необоснованность взыскания с него предъявленной истцом задолженности, указав на то, что в связи с незаключением им с ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" соглашения о предоставлении субсидий на 2-е полугодие 2014 года он должен оплачивать истцу коммунальные ресурсы в части тех сумм, которые поступили ему от населения, при этом имеющаяся задолженность за ресурсы является недополученными доходами, связанными с государственным регулированием тарифов, ответственность за которые не может нести ответчик.
В отзыве на кассационную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Саха (Якутия) указало на несостоятельность доводов ответчика, в связи с чем просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения считаются извещенными надлежащим образом.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Кодекса судебное заседание было проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с июля по декабрь 2014 года ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Саха (Якутия), выполняющее функции ресурсоснабжающей организации, поставляло в жилые дома, находящиеся в управлении ТСЖ "Лесное", коммунальные ресурсы - тепловую энергию, холодную и горячую воду. Общая стоимость поставленных в указанный период коммунальных ресурсов составила 1 353 133 рублей 85 копеек.
С учетом произведенной ТСЖ "Лесное" частичной оплаты за поставленные ресурсы его задолженность перед истцом составила 1 082 524 рубля 88 копеек. В связи с тем, что имеющаяся задолженность товариществом не погашена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 539, 544 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из доказанности факта поставки истцом ответчику коммунальных ресурсов на указанную выше сумму и из обязанности ответчика произвести их оплату.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией и водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судами, в спорный период ТСЖ "Лесное" являлось исполнителем коммунальных услуг в отношении жилых домов, находившихся у него в управлении и являвшихся объектами поставки коммунальных ресурсов, и в силу своего статуса было обязано, с одной стороны, предоставлять коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений соответствующих домов, а с другой - производить расчеты с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные для целей предоставления коммунальных услуг (статьи 135 и 138 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9, 10, 13 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее также - Правила N 354)).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции и апелляционный суд признали доказанным и установленным факт поставки ТСЖ "Лесное" (ответчику) коммунальных ресурсов в указанном истцом объеме, их неполную оплату ответчиком и наличие задолженности последнего в сумме 1 082 524 рубля 88 копеек.
В связи с отсутствием в жилых домах приборов учета коммунальных ресурсов определение объема их поставки правомерно произведено истцом по нормативам потребления коммунальных услуг, установленным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2012 N 446 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг" (с учетом последующих изменений). При расчете стоимости поставленных коммунальных ресурсов истец обоснованно руководствовался тарифами, утвержденными для него применительно к категории потребителей "население" постановлениями Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 03.12.2013 N 149, от 03.12.2013 N 213, от 19.12.2013 N 287 и от 20.12.2013 N 309.
Ответчик контррасчет объемов и стоимости поставленных ему коммунальных ресурсов не представил.
Установив указанные выше обстоятельства, суды правомерно пришли к выводу о необходимости удовлетворения предъявленного иска.
Правовых оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств и для установления иных обстоятельств, нежели те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, у суда кассационной инстанции в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы ответчика о том, что в связи с незаключением им с ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" соглашения о предоставлении субсидий на 2-е полугодие 2014 года он должен оплачивать истцу коммунальные ресурсы только в части тех сумм, которые поступили ему от населения, а также о том, что имеющаяся задолженность за ресурсы является недополученными доходами, связанными с государственным регулированием тарифов, ответственность за которые не может нести ответчик, подлежат отклонению.
В частности, пунктом 38 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В рассматриваемом случае, как установлено судами, стоимость поставленных коммунальных ресурсов определена истцом в соответствии с указанной нормой исходя из тарифов, утвержденных для него регулирующим органом применительно к категории потребителей "население", в связи с чем ответчик, будучи товариществом собственников жилья и исполнителем коммунальных услуг, должен был оплачивать истцу (ресурсоснабжающей организации) поставленные коммунальные ресурсы по этим тарифам.
Частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены правила относительно ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Согласно данной норме не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Между тем предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги являются выраженными в процентах величинами, определяющими критерии доступности для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги в совокупности (а не в отношении какой-либо одной коммунальной услуги), направленными на пресечение необоснованного увеличения размера платы населения за коммунальные услуги. Указанные индексы применяются как мера социальной поддержки при исчислении размера платы граждан за весь комплекс коммунальных услуг (а не какой-либо услуги в отдельности) при осуществлении их расчетов с товариществом собственников жилья, управляющей организацией или иной организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг. Предельные индексы не являются составляющей величиной, применяемой при определении стоимости поставленных коммунальных ресурсов при осуществлении расчетов между исполнителем коммунальных услуг (в данном случае ТСЖ "Лесное") и ресурсоснабжающими организациями.
В целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов, при предоставлении коммунальных услуг населению постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.08.2011 N 373 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов. Согласно пункту 3.5 этого Порядка при предоставлении коммунальных ресурсов (услуг) населению организациями коммунального комплекса в форме государственных и муниципальных учреждений, имеющих на балансе источники жизнеобеспечения, получателем субсидий выступают управляющие компании или товарищества собственников жилья. В этой связи довод ответчика о том, что он не может выступать получателем субсидии, является необоснованным.
В данном случае, как правильно указал апелляционный суд, незаключение ТСЖ "Лесное" с ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий" соглашения о предоставлении субсидий на 2-е полугодие 2014 года в связи с поздней подачей им документов не может являться основанием для освобождения его от обязанности оплаты поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации.
Рассматривая соответствующие доводы ответчика, суд также учитывает, что при рассмотрении дела, возражая относительно предъявленного иска по изложенным выше основаниям, ответчик не обосновал и документально не подтвердил, исходя из какого именно размера платы население оплачивало ему коммунальные услуги, и не представил соответствующего контррасчета, тогда как в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказывание обстоятельств, положенных в основание имеющихся возражений, является его обязанностью как ответчика.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Кодекса понесенные ответчиком расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на него.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2015 года по делу N А58-2492/2015 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.