город Иркутск |
|
7 июля 2016 г. |
Дело N А19-3598/2015 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бурковой О.Н.,
судей: Левошко А.Н., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании 30.06.2016 представителей: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Садыкова Ф.Г. (доверенность от 18.02.2016, паспорт), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" - Румянцевой Ю.В. (доверенность от 29.06.2016, паспорт), Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Крюгера А.Г. (доверенность от 22.06.2016, паспорт) и Помагаевой Л.Ю. (доверенность от 23.06.2016, паспорт), Территориального управления Росимущества в Иркутской области - Селезневой М.А. (доверенность от 10.06.2016, служебное удостоверение),
при участии в судебном заседании 07.07.2016 представителей: Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - Садыкова Ф.Г. (доверенность от 18.02.2016, паспорт), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" - Таргонской Н.В. (доверенность от 06.07.2016, паспорт), Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - Крюгера А.Г. (доверенность от 22.06.2016, паспорт) и Помагаевой Л.Ю. (доверенность от 23.06.2016, паспорт), Территориального управления Росимущества в Иркутской области - Селезневой М.А. (доверенность от 10.06.2016, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу третьего лица - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года по делу N А19-3598/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Капустенская Е.Ф., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А., Ткаченко Э.В.),
установил:
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет, служба, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" (ОГРН 1023801535658, ИНН 3811024304, Иркутская область, п. Молодежный, далее - аграрный университет, образовательное учреждение, ответчик) с иском, в котором просила:
- прекратить право постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" на земельный участок площадью 94 816 кв.м с кадастровым номером 38:06:143519:3638, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, путем изъятия для государственных нужд Российской Федерации для строительства лабораторно-производственного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
- определить размер компенсации за изъятие земельного участка площадью 94 816 кв.м с кадастровым номером 38:06:143519:3638, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, принадлежащего Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Территориальное управление Росимущества в Иркутской области (далее - ТУ Росимущества в Иркутской области), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз, министерство), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2016 года, исковые требования удовлетворены. Право постоянного (бессрочного) пользования ответчика на спорный земельный участок прекращено с изъятием его для государственных нужд Российской Федерации для строительства лабораторно-производственного корпуса ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; размер стоимости компенсации (цены) за изъятие земельного участка определен судом в сумме 551 000 рублей.
Минсельхоз, полагая судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, обжаловал их в кассационном порядке, просил судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, на момент издания распоряжения Росгидромета N 29-Р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации для размещения объекта государственной наблюдательной сети" действующее законодательство не предусматривало возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в отношении участков, находящихся в федеральной собственности и подлежащих передаче от одного федерального бюджетного учреждения, использующего земельный участок для государственных нужд, другому.
Указанное распоряжение заявитель кассационной жалобы считает незаконным, поскольку оно принято без согласования с Минсельхозом, в чьем ведении находится образовательное учреждение, и который в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет полномочия собственника.
Исходя из положений статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд допускается в исключительных случаях, однако, как полагает Минсельхоз, в рассматриваемом деле доказательств таких случаев не приведено, как и доказательств, подтверждающих отсутствие других вариантов возможного размещения объектов.
Кроме этого, Минсельхоз указывает, что спорный земельный участок используется образовательным учреждением для государственных нужд в рамках своей уставной деятельности (для организации учебного процесса, выполнения различных государственных заданий, включая реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717), оснований полагать, что использование земельного участка ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" для строительства на нем лабораторно-производственного комплекса имеет приоритетное значение по отношению к сельскохозяйственным целям текущего использования этого участка образовательным учреждением, не имеется. Со ссылкой на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении N 9987/11 от 01.12.2011 (далее постановление N9987/11), Минсельхоз полагает, что отношения, связанные с отчуждением этого участка, по существу носят административно-правовой характер, поэтому не могут регулироваться гражданским законодательством.
Аграрный университет в отзыве на кассационную жалобу просил ее удовлетворить.
В письменном отзыве на кассационную жалобу ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" с доводами жалобы не согласилось, полагая жалобу не подлежащей удовлетворению. По мнению ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", содержащиеся в постановлении N 9987/11 выводы основаны на иных фактических обстоятельствах, а потому не применимы к рассматриваемому спору, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств.
ТУ Росимущества с Иркутской области в письменном отзыве указало на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Присутствующие в судебном заседании представители Минсельхоза, аграрного университета, ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", ТУ Росимущества в Иркутской области подтвердили свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее соответственно.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 30.06.2016 до 10 часов 00 минут 07.07.2016.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационное жалобе и отзыве не нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов настоящего дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 94 816 кв.м с кадастровым номером 38:06:143519:3638, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 38 АД N 769676 от 11.05.2012, выписка из ЕГРП N 01/057/2014-155 от 09.09.2014).
Указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - сельскохозяйственная академия) (выписка из ЕГРП N 01/057/2014-155 от 09.09.2014).
Согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.2014 N 489 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутская государственная сельскохозяйственная академия" переименовано в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского".
25.02.2014 издано распоряжение Росгидромета N 29-Р "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации для размещения объекта государственной наблюдательной сети", которым предусмотрено изъятие для государственных нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 38:06:143519:3638 площадью 94 816 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, находящегося в собственности Российской Федерации, переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной академии, для строительства лабораторно-производственного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
07.04.2014 указанное выше распоряжение зарегистрировано в ЕГРП (запись N 38-38-01/069/2014-675).
ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" письмом N УГМС-584/12 от 08.04.2014 уведомило сельскохозяйственную академию о предстоящем изъятии земельного участка, а 14.07.2014 направило в ее же адрес выполненный ЗАО "Региональное агентство оценки бизнеса" отчет N 5537 АП от 02.06.2014 по определению рыночной стоимости права требования по возмещению убытков вследствие изъятия земельного участка для ознакомления, согласования, либо представления дополнительных доказательств, подтверждающих убытки, не вошедших в отчет, а также проект договора о возмещении убытков, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Полученные документы сельскохозяйственной академией были оставлены без рассмотрения.
Письмом N 140-05160/14и от 01.08.2014 Росгидромет обратился к учредителю сельскохозяйственной академии - Минсельхозу с целью оказать содействие в реализации распоряжения N 29-Р от 25.02.2014 и согласовании проекта договора о возмещении убытков, связанных с изъятием земельного участка для государственных нужд.
Минсельхоз счел нецелесообразным изъятие указанного выше земельного участка для государственных нужд, о чем указал в письме от 15.09.2014 N ИМ-15-27/12/12103.
Несогласие образовательного учреждения с изъятием у него земельного участка для государственных нужд послужило основанием для обращения Росгидромета в арбитражный суд с настоящим иском, мотивированным ссылками на статьи 216, 269, 279-283 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20, 45, 49, 55, 57 Земельного кодекса Российской Федерации и на имеющиеся у истца специальные полномочия по изъятию для федеральных нужд, в том числе путем выкупа, земельных участков для размещения объектов федеральной собственности, закрепленные постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 109 "О полномочиях Федеральной службы по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель" и от 19.04.2012 N 350 "О Федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах".
К спорным правоотношениям суды применили соответствующие положения Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации в редакции, действующей до 1 апреля 2015 года - без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности на основании статей 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 45, 49, 55, 57 Земельного кодекса Российской Федерации суды признали требования обоснованными, прекратив право постоянного (бессрочного) пользования аграрного университета на спорный земельный участок и определив размер компенсации за изъятие земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статья 283 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279-282 настоящего Кодекса.
Статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации определяет исключительные основания изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается принудительно, в том числе при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 настоящего кодекса.
Пунктом 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В силу пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении N 9987/11 дал толкование положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Доводы ФГБУ "Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о том, что содержащиеся в постановлении N 9987/11 выводы основаны на иных фактических обстоятельствах, а потому не применимы к рассматриваемому спору, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании данному Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации толкованию норм права.
Спорный земельный участок находится в федеральной собственности. Из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Указанные нормы права не регулируют правоотношения по передаче земельных участков, находящихся в федеральной собственности, от одного федерального органа другому.
Изъятие земельного участка, находящегося в федеральной собственности, используемого для общественно-значимых нужд аграрным университетом для передачи другому федеральному органу влечет прекращение его использования для соответствующих нужд, что невозможно осуществить в порядке, урегулированном гражданским законодательством. Указанные отношения имеют не гражданско-правовой, а публично-правовой характер.
Порядок передачи земельных участков, находящихся в собственности у Российской Федерации, от одного федерального органа другому гражданским законодательством не предусмотрен.
Таким образом, выводы судов о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования у аграрного университета и об определении размера компенсации за изъятие земельного участка, основанные на вышеуказанных нормах права Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, неправомерны.
При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты на основании части 1, пункта 2 части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В связи с тем, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций, но при принятии судебных актов судами неправильно применены нормы материального права, суд округа на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 декабря 2015 года по делу N А19-3598/2015, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2016 года по тому же делу отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Буркова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.