город Иркутск |
|
20 сентября 2016 г. |
Дело N А19-20174/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска - Бутрий П.В. (доверенность от 28.12.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2016 года по делу N А19-20174/2015 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Ткаченко Э.В., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
закрытое акционерное общество "Сантехэлектромаш" (ОГРН 1023801749377, ИНН 3812009612, место нахождения г. Иркутск, далее - общество, ЗАО "Сантехэлектромаш", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными решений от 14.08.2015 N 10108, от 09.11.2015 N 26-13/018973@.
В дальнейшем общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило требования и просило признать незаконным решение инспекции от 14.08.2015 N 10108 в части доначисления земельного налога в сумме 113 359 рублей, начисления пени по земельному налогу в сумме 9 292 рублей 68 копеек, привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 5 667 рублей 95 копеек, предложения уплатить указанные суммы недоимки, пени, штрафа и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета. От требований о признании незаконным решения от 09.11.2015 N 26-13/018973@ налогоплательщик отказался.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 января 2016 года в части требований о признании незаконным решения от 09.11.2015 N 26-13/018973@ производство по делу прекращено, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный налог за 2014 год должен исчисляться налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости, определенной на основании сведений государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2014.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, а такие сведения в государственный кадастр недвижимости не были внесены в 2014 году, суд первой инстанции посчитал, что основания для исчисления земельного налога за 2014 год исходя из кадастровой стоимости, определенной решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-6096/2014, отсутствуют.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2016 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований ЗАО "Сантехэлектромаш", принят новый судебный акт о признании решения налогового органа от 14.08.2015 N 10108 незаконным в обжалуемой части.
Апелляционный суд пришел к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка равной её рыночной стоимости, установленная судебным актом, вступившим в законную силу после 22.07.2014, может применяться для целей налогообложения с 01.01.2014.
Налоговый орган, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением судом норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неправильно применены положения статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, согласно которым сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-6096/2014, внесена в государственный реестр недвижимости 17.06.2015 и не влияет на исчисление земельного налога за 2014 год.
По мнению инспекции, судом апелляционной инстанции не учтена правовая позиция, изложенная в определениях Верховного суда Российской Федерации от 11 марта 2016 года N 5-ПЭК16, от 11 апреля 2016 года N 302-КГ15-15796, от 14 апреля 2016 года N 302-КГ15-17096, согласно которой правовые последствия для плательщиков земельного налога наступают именно с момента вступления в законную силу судебного акта, которым установлена кадастровая стоимость равная рыночной.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ЗАО "Сантехэлектромаш" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 17.08.2016, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет по адресам http://fasvso.arbitr.ru, http://kad.arbitr.ru.), однако своих представителей не направило, в связи с чем рассмотрение кассационной жалобы осуществлено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанций установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ЗАО "Сантехэлектромаш" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:36:000031:99.
Постановлением Правительства Иркутской области N 517-пп от 15.11.2013 "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп). С учетом названного постановления кадастровая стоимость принадлежащего налогоплательщику земельного участка составляет 16 114 243 рубля 86 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-6096/2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:36:000031:99 установлена равной его рыночной стоимости в размере 8 557 000 рублей. В резолютивной части указанного решения арбитражный суд обязал орган кадастрового учета с даты вступления в законную силу решения суда изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка на его рыночную стоимость.
Поскольку в апелляционном порядке указанное решение не обжаловалось, в соответствии со статьей 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно вступило в законную силу 27.07.2014.
Основанием для принятия оспариваемого решения инспекции послужили выводы налогового органа о занижении обществом налоговой базы при исчислении земельного налога за 2014 год, в связи с неправомерным применением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:36:000031:99, установленной решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-6096/2014, в размере 8 557 000 рублей.
По мнению налогового органа, в соответствии с положениями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" кадастровая (рыночная) стоимость спорного земельного участка, установленная решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-6096/2014, подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2015. По сведениям, представленным органами, осуществляющим кадастровый учет, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 16 114 244 рубля, исходя из которой и произведено доначисление земельного налога.
Предусмотренный статьей 138 Налогового кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования пора обществом соблюден.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в рассматриваемой части, апелляционный суд пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком кадастровой (рыночной) стоимости спорного земельного участка, установленной решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-6096/2014, при исчислении земельного налога за 2014 год.
По мнению суда кассационной инстанции, вышеуказанный вывод суда является обоснованным по следующим причинам.
Пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база для земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса.
В свою очередь кадастровая стоимость земельного участка как налогооблагаемая база для земельного налога определяется в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо учитывать, что взыскание налога не на основе соответствующей действительности стоимости объекта налогообложения ведет либо к ущемлению прав владельца (при завышении стоимости имущества как налогооблагаемой базы), либо к нарушению публичных интересов (при занижении стоимости имущества как налогооблагаемой базы).
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22.07.2014).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) глава 3.1 "Государственная кадастровая оценка" изложена в иной редакции.
Абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона N 225-ФЗ) предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Нормой указанной статьи, вступившей в законную силу с 22.07.2014, в частности, предусмотрены исключения из общего правила о том, что сведения о кадастровой стоимости используются с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом N 225-ФЗ в указанную норму, позволяют применять кадастровую стоимость с 1 января налогового периода (календарного года), когда налогоплательщик обратился с заявлением об определении рыночной стоимости земельного участка.
Согласно части 8 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.10.2015 N 2435-О, такое регулирование соответствует общему принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.
При определении в рамках данного дела момента рассмотрения судом заявления ЗАО "Сантехэлектромонтаж" о пересмотре кадастровой стоимости суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в целях налогообложения датой рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата вступления в законную силу судебного акта, установившего новую кадастровую стоимость, поскольку именно после указанной даты для налогоплательщика наступают правовые последствия, связанные с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости и исчислением земельного налога.
Судом апелляционной инстанции обоснованно учтена правовая позиция, изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2016 года N 5-ПЭК16, от 11 апреля 2016 года N 302-КГ15-15796, от 14 апреля 2016 года N 302-КГ15-17096, согласно которой правовые последствия для плательщиков земельного налога наступают именно с момента вступления в законную силу судебного акта, которым установлена кадастровая стоимость равная рыночной. При этом суд апелляционной инстанции в настоящем деле правильно, с учетом даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2014 года по делу N А19-6096/2014, применил положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона N 225-ФЗ.
Позиция суда апелляционной инстанции согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Указанное в приведенном выше пункте постановления условие о внесении новых сведений в государственный кадастр недвижимости свидетельствует только о необходимости их внесения (что налоговым органом в настоящем деле не оспаривается), но не влияет на порядок исчисления земельного налога применительно к положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона N 225-ФЗ.
Внесение в статью 24.20 Закона об оценочной деятельности рассматриваемых изменений Федеральным законом N 225-ФЗ улучшило положение налогоплательщика, поскольку позволило применить более низкую кадастровую стоимость для исчисления земельного налога с начала налогового периода, в котором подано заявление об установлении кадастровой стоимости. В связи с этим применение данных изменений в настоящем споре соответствует пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2016 года по делу N А19-20174/2015 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Позиция суда апелляционной инстанции согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которым установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Указанное в приведенном выше пункте постановления условие о внесении новых сведений в государственный кадастр недвижимости свидетельствует только о необходимости их внесения (что налоговым органом в настоящем деле не оспаривается), но не влияет на порядок исчисления земельного налога применительно к положениям статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона N 225-ФЗ.
Внесение в статью 24.20 Закона об оценочной деятельности рассматриваемых изменений Федеральным законом N 225-ФЗ улучшило положение налогоплательщика, поскольку позволило применить более низкую кадастровую стоимость для исчисления земельного налога с начала налогового периода, в котором подано заявление об установлении кадастровой стоимости. В связи с этим применение данных изменений в настоящем споре соответствует пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2016 г. N Ф02-4957/16 по делу N А19-20174/2015