город Иркутск |
|
07 августа 2018 г. |
Дело N А19-9439/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петровой М.Г. (доверенность от 29.11.2017), Министерства финансов Иркутской области Клеофастова Б.П. (доверенность от 29.12.2017), Службы по тарифам Иркутской области Чекурковой И.В. (доверенность от 30.10.2017), общества с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" Куликова С.А. (доверенность от 13.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Службы по тарифам Иркутской области, Министерства финансов Иркутской области и Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года по делу N А19-9439/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Козодоев О.А., суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремстройсервис" (ОГРН 1083816000520, далее - ООО "Ремстройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - Министерство жилищной политики), Министерства финансов Иркутской области (далее - Министерство финансов) о взыскании 3 111 886 рублей недополученных доходов за 2015, 2016 годы.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Службы по тарифам Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 15, 16, 125, 307, 309, 310, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
Не согласившись с судебными актами, Служба по тарифам Иркутской области, Министерство жилищной политики и Министерство финансов обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами неправильно применены нормы материального права, подлежащие применению, выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 24 июля 2018 года до 12 часов 20 минут 31 июля 2018 года, о чем сделано публичное извещение.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 июля 2018 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда, рассматривающем кассационную жалобу общества, произведена замена судьи Соколовой Л.М. судьей Загвоздиным В.Д.
В соответствии с частью 5 названной статьи судебное разбирательство произведено с самого начала.
Присутствующие в судебном заседании представители общества, Службы по тарифам Иркутской области, Министерства жилищной политики и Министерства финансов поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Кассационные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является поставщиком электрической энергии населению Аршанского муниципального образования.
ООО "Ремстройсервис" и Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области на основании заявок были заключены соглашения N 7 от 16.02.2015 и N 142 от 28.04.2016 с соответствующими дополнительными соглашениями, предусматривающие предоставление субсидий на возмещение энергоснабжающей организации недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электроснабжения в 2015 и 2016 годах. С учетом заключенных сторонами дополнительных соглашений размер субсидий составил на 2015 год - 11 868 893 рублей 90 копеек, на 2016 год - 16 162 263 рублей 28 копеек.
Согласно отчету энергоснабжающей организации за 2015 год размер недополученных доходов составил 11 868 965 рублей 92 копеек. Платежными поручениями от N 495 от 23.03.2015, N 462 от 10.04.2015, N 981 от 20.07.2015, N 890108 от 26.10.2015, N 969029 от 17.11.2015, N 94809 от 28.12.2015 министерство перечислило энергоснабжающей организации 11 868 893 рублей 90 копеек. На основании акта сверки взаимных расчетов на 31.12.2015 платежным поручением N 81 от 14.04.2017 министерству возвращено 678 620 рублей 54 копейки.
Согласно отчету энергоснабжающей организации за 2016 год размер недополученных доходов составил 18 595 456 рублей 82 копейки. Министерством перечислено 16 162 263 рублей 28 копеек (п/п N 29033 от 27.01.2017, N 848959 от 07.04.2017, N 987121 от 18.05.2016, N 41548 от 06.07.2016, N 193235 от 15.08.2016, N 87127 от 20.10.2016, N 288026 от 13.12.2016).
Общество, полагая, что размер недополученных расходов превысил размер выплаченных министерством субсидий, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что требования обоснованы по праву и по размеру.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Указанная правовая позиция также закреплена пунктом 1 Постановления N 87, пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Условиями, порождающими обязательства по возмещению вреда, являются: противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда) и вина причинителя
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Иркутской области установлены приказами Службы от 26.12.2014 N 768-спр (на 2015 год), от 28.12.2015 N 618-спр (на 2016 год): для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, одноставочный тариф на электрическую энергию составлял: 0,588 руб. / кВт.ч - с 01.01.2015 по 30.06.2015; 0,644 руб. / кВт.ч - с 01.07.2015 по 30.06.2016; 0,679 руб. /кВт.ч - с 01.07.2016 по 21.12.2016.
Тарифы на электрическую энергию для прочих потребителей на 2015, 2016 годы, производимую электростанцией истца установлены приказами Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2014 N 772-спр и от 23.12.2015 N 593-спр, данные тарифы на электрическую энергию (ресурс) являлись экономически обоснованными, отражающие реальные затраты ООО "Ремстройсервис" на производство электрической энергии.
Согласно Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 31 января 2011 года N 20-пп (далее - Положение N 20-пп) и Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп (далее - Положение N 439-пп), уполномоченным органом по предоставлению субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Субсидии) является Министерство жилищной политики.
Судами установлено, что в спорный период тарифы по оплате электрической энергии, реализуемой истцом для населения, были установлены ниже экономически обоснованных тарифов, что привело к возникновению на стороне истца убытков (выпадающих доходов) в виде разницы, между указанными тарифами. Возмещение выпадающих доходов произведено обществу не в полном размере (с учетом произведенного истцом возврата части полученного возмещения).
Оценив представленные обществом доказательства (контрольные показания приборов учета за 2015, 2016 годы, подписанные энергоснабжающей организацией с каждым потребителем; акты замены приборов учета электрической энергии; отчеты о фактически сложившихся недополученных доходах за 2015, 2016 годы, согласованные главой Аршанского сельского поселения; карточки абонентов; выписки из хозяйственных книг за 2015, 2016 годы) суды пришли к правильным выводам об обоснованности предъявленных требований. Расчет исковых требований судами проверен и признан верным.
Ссылки заявителей кассационных жалоб на необходимость предоставления истцом доказательств фактической оплаты населением оказанных услуг во внимание судом не принимаются, поскольку данное обстоятельство не влияет на предусмотренное названными выше Положениями и Соглашениями право истца на возмещение выпадающих доходов, размер которых определен судами исходя из фактического объема поставленных услуг.
Несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, а также неправильного применения норм материального права судом кассационной инстанции не установлено.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения по существу иного судебного акта, направлены на другую оценку доказательств по делу и установление обстоятельств, отличных от установленных судами, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, арбитражный суд округа не установил.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2018 года по делу N А19-9439/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-,тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 31 января 2011 года N 20-пп (далее - Положение N 20-пп) и Положению о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-,газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп (далее - Положение N 439-пп), уполномоченным органом по предоставлению субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - Субсидии) является Министерство жилищной политики."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 августа 2018 г. N Ф02-2227/18 по делу N А19-9439/2017