город Иркутск |
|
14 августа 2018 г. |
Дело N А78-151/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей: федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" - Леденцова Д. С. (доверенность от 09.11.2016); Управления Федерального казначейства по Иркутской области - Щеняцкой И. И. (доверенность N 34-20-30/6 от 10.01.2018); индивидуального предпринимателя Бебии Рамина Шалвовича - Доржиева Г. Б. (доверенность от 03.04.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского", Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2018 года по делу N А78-151/2018 Арбитражного суда Забайкальского края (суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Бебия Рамин Шалвович (ОГРНИП 308381126600010; ИНН 381109394925; г. Иркутск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - управление) о признании незаконным уведомления N УВД-17-913 от 13.09.2017 о возврате исполнительного документа и обязании управления принять к исполнению исполнительный документ серии ФС N 011390559, выданный 29.12.2016 Арбитражным судом Иркутской области на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2016 года по делу N А19-2288/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" (далее - университет), Управление Федерального казначейства по Иркутской области (далее - УФК по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 марта 2018 года предпринимателю в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2018 года решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 марта 2018 года отменено, по делу принят новый судебный акт о признании уведомления управления N УВД-17-913 от 13.09.2017 незаконным. На управление возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Не согласившись с указанным судебным актом, управление и университет обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы университета, апелляционным судом неверно применены статья 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), нормы Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ); поскольку в управлении нет лицевых счетов университета как получателя бюджетных средств, предпринимателю надлежало обратиться в УФК по Иркутской области, в котором открыты счета университета (должника); наличие в управлении лицевого счета филиала должника не является основанием для принятия им спорного исполнительного листа к исполнению; возвращая исполнительный лист, управление действовало в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ.
Из кассационной жалобы управления следует, что выводы апелляционного суда о незаконности оспариваемого уведомления противоречат бюджетному законодательству, основаны на недействующей редакции главы 24.1 БК РФ; возвращение исполнительного листа управлением соответствует требованиям Федерального закона N 83-ФЗ; открытие в управлении счетов филиала университета не является основанием для принятия исполнительного листа к исполнению, поскольку участником рассматриваемых правоотношений и должником является юридическое лицо - университет, а не его филиал; должник самостоятельно определяет, с какого счета должно производиться списание средств во исполнение требований исполнительного листа, управление не вправе решать данный вопрос за должника, так как не обладает полномочиями по принудительному взысканию средств.
В отзывах на кассационные жалобы предприниматель просит оставить их без удовлетворения, обжалуемое постановление апелляционного суда - без изменения.
В судебном заседании представители университета, УФК по Иркутской области и предпринимателя поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них соответственно.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационных жалоб правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами по настоящему делу установлены следующие обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 октября 2016 года по делу N А19-2288/2016 с университета в пользу предпринимателя взыскано 3 764 107 рублей 84 копейки - основного долга, 2 000 рублей - судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины.
Предпринимателю 29.12.2016 выдан исполнительный лист ФС N 011390559, который был предъявлен в УФК по Иркутской области на исполнение.
Однако 01.09.2017 исполнительный лист ФС N 011390559 без исполнения был возвращен взыскателю на основании его заявления об отзыве исполнительного документа.
Предприниматель направил указанный исполнительный лист и соответствующие документы в адрес управления по месту нахождения филиала университета в Забайкальском крае.
13.09.2017 управлением принято уведомление о возврате исполнительного документа в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ, в связи с отсутствием лицевого счета должника, открытого в органе Федерального казначейства Забайкальского края. При этом в уведомлении было указано, что поскольку лицевой счет должника открыт в УФК по Иркутской области, взыскателю следует направить исполнительный лист на исполнение в орган Федерального казначейства по Иркутской области.
Не согласившись с указанным уведомлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку открытые лицевые счета должника в управлении отсутствовали, последнее правомерно вернуло исполнительный лист взыскателю с указанием информации об органе, в который следует предъявить указанный исполнительный документ для исполнения. Кроме того, суд указал, что гражданским законодательством не предусмотрено такой меры ответственности к должнику - юридическому лицу, как возложение обязанности по исполнению обязательств юридического лица на его филиал.
Отменяя решение суда первой инстанции, Четвёртый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что открытие должнику лицевого счета в управлении по месту нахождения филиала университета не препятствует обращению предпринимателя с соответствующим исполнительным листом и не является основанием для возвращения управлением исполнительного документа без исполнения.
В соответствии с положениями статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункт 1). Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Из пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ следует, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Должник по настоящему делу является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в том числе предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника (пункт 3 статьи 242.1 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации, открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, установленном частью 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ, согласно пункту 5 которой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
В качестве основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, указывается отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ (подпункт "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ).
Руководствуясь изложенными нормами гражданского и бюджетного законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что именно юридическое лицо, а не его филиал, вступает в правовые отношения в связи с открытием ему банковского либо лицевого счета в организации, осуществляющей открытие и ведение соответствующих счетов, и именно юридическое лицо отвечает по своим обязательствам перед иными лицами всем принадлежащим ему имуществом (с учетом особенностей, установленных положениями ГК РФ для организаций определенных организационно-правовых форм).
При таких обстоятельствах доводы управления об открытии им лицевого счета филиалу университета, но не самому университету правомерно признаны судом ошибочными, следовательно, у управления отсутствовали основания для возврата исполнительного листа по мотивам нарушения предпринимателем подпункта "в" пункта 3 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ, поскольку лицевой счет организации - должника открыт и в данном управлении по месту нахождения филиала должника.
Доводы кассационных жалоб, опровергающие указанные выводы апелляционного суда, подлежат отклонению как несостоятельные, основанные на неправильном толковании приведённых выше норм права.
Суд кассационной инстанции соглашается с доводами жалобы управления о неприменимости в настоящем деле правовой позиции апелляционного суда в части ссылки на обязанность органа Федерального казначейства при отсутствии у него лицевых счетов должника самостоятельно устанавливать надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направлять в этот орган исполнительный лист для исполнения как основанной на положениях Главы 24.1 БК РФ в редакции до внесения в нее изменений Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса".
Вместе с тем, данный вывод апелляционного суда не привел к принятию незаконного судебного акта по существу спора, поэтому не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в суде кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационных жалоб не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2018 года по делу N А78-151/2018 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.