город Иркутск |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А78-495/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 августа 2016 года по делу N А78-495/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Артемьева А.А.; суд апелляционной инстанции: Юдин С.И., Капустина Л.В., Макарцев А.В.),
установил:
администрация муниципального района "Каларский район" (ОГРН 1027500562781, ИНН 7506000311, далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430, далее - Министерство образования, ответчик) о взыскании субсидии в размере 3 818 284 рублей 60 копеек по соглашению от 09.04.2014 N С-7-14 о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта зданий и сооружений образовательных организаций, достигших высокой степени износа.
Определением суда первой инстанции от 10 июня 2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Забайкальский край в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, далее - Министерство финансов, соответчик).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 02 августа 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2016 года, требования администрации к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов удовлетворены, соответствующая сумма взыскана за счет казны края, в удовлетворении требований к Министерству образования отказано.
Удовлетворяя требования, суды исходили из того, что истцу необоснованно из бюджета Забайкальского края не выдана субсидия по соглашению от 09.04.2014 N С-7-14, заключенному между администрацией и Министерством образования.
Министерство финансов, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении требований администрации к соответчику отказать.
В апелляционной жалобе соответчик указывает на неполучение заявки о финансировании субсидии, прекращение действия бюджетных ассигнований 2014-2015 годов. Кроме того, полагает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку главным распорядителем средств бюджета в части субсидии на мероприятия по развитию общего образования в Забайкальском крае является Министерство образования.
Также Министерство финансов указывает на отсутствие в деле доказательств осуществления в 2014 году работ, являющихся целью предоставления субсидий, поскольку соответствующие акты о приемке работ подписаны только в начале 2015 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовые уведомления от 13.12.2016, 15.12.2016, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет по адресам http://fasvso.arbitr.ru, http://kad.arbitr.ru), однако своих представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как правильно установили суды первой и апелляционной инстанций, Законом Забайкальского края от 25.12.2013 N 918-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон N 918-ЗЗК) утвержден объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета края бюджетам муниципальных районов, в том числе предоставление субсидии бюджету муниципального района "Каларский район" на мероприятия по развитию общего образования в Забайкальском крае на 2014 год в сумме 4 476,8 тысяч рублей (подпункт "е" пункт 3 статьи 10 Закона).
09.06.2014 между администрацией и Министерством образования подписано соглашение N С-7-14 о предоставлении субсидии на проведение капитального ремонта зданий и сооружений образовательных организаций, достигших высокой степени износа. Предметом соглашения является предоставление субсидии на проведение капитального ремонта зданий двух общеобразовательных школ Каларского района в 2014 году.
В рамках данного соглашения Министерство образования обязалось перечислить администрации в установленном порядке субсидию на софинансирование капитального ремонта объектов, относящихся к муниципальной собственности согласно приложению в размере 4 476 800 рублей (пункт 2.1.1.1), а администрация - обеспечить финансирование капитального ремонта школ в сумме 2 200 000 рублей (пункт 2.2.3 соглашения).
В Приложении к соглашению стороны согласовали распределение средств субсидии, предоставляемой из краевого бюджета бюджету муниципального района "Каларский район" в следующем порядке:
1. Объем субсидии на ремонт муниципального общеобразовательного учреждения Икабьинская средняя общеобразовательная школа N 3: краевой бюджет - 2 476 800 рублей, бюджет района - 1 200 000 рублей;
2. Объем субсидии на ремонт муниципального общеобразовательного учреждения Новочарская средняя общеобразовательная школа N 2 им. Героя России Игоря Молдованова: краевой бюджет - 2 000 000 рублей, бюджет района - 1 000 000 рублей.
11.11.2014 Министерство образования на основании заявки органа местного самоуправления предоставило в Министерство финансов заявку на финансирование субсидии согласно пункту 7 Порядка предоставления и расходования в 2014 году субсидий из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на реализацию мероприятий по развитию общего образования в Забайкальском крае, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 09.04.2014 N 184 (далее - Порядок предоставления субсидий).
Доказательств исполнения указанной заявки Министерством финансов в материалы дела не представлено.
По итогам проведения электронных аукционов заключены муниципальные контракты:
- от 11.11.2014 N 0191300003814000058-0082459-01 между МОУ Новочарской СОШ N 2 и индивидуальным предпринимателем Хретининым О.В. на ремонт полов первого этажа здания школы на сумму 3 045 764 рубля 01 копейка;
- от 15.12.2014 N 0191300003814000060-0082454-01 между МОУ Икабьинской СОШ N 3 и ООО "Иркутская строительная компания "Спринт" на капитальное строительство: устройство стропильной крыши здания школы на сумму 2 972 520 рублей 59 копеек.
Стоимость ремонтных работ по двум контрактам составила 6 018 284 рубля 60 копеек. Обязательства по контрактам исполнены, расчеты произведены за счет средств бюджета района в сумме 3 045 764 рубля 01 копейка (по контракту от 11.11.2014) и 1 200 000 рублей (по контракту от 15.12.2014).
С учетом заключенного соглашения из средств бюджета муниципального района подлежало оплате 2 200 000 рублей, а из краевого бюджета - 3 818 284 рублей 60 копеек. Финансирование работ из краевого бюджета не осуществлялась.
Истец обращался в Министерство образования и Министерство финансов, указывая на необходимость перечисления в бюджет муниципального района "Каларский район" денежных средств в сумме 3 818 284 рублей 60 копеек (письма от 15.01.2015, 10.04.2015, 05.05.2015).
На обращения истца Министерство образования и Министерство финансов сообщили, что бюджетные ассигнования в 2015 году на развитие общего образования в бюджете Забайкальского края не предусмотрены.
Отказ от выплаты субсидии явился основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив указанные выше обстоятельства и правильно применив нормы статей 309, 310, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 3, 6, 41, 85, 135, 139, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Порядка предоставления субсидий, Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93, суды пришли к правильному выводу, что отказ в выплате субсидии не соответствует законодательству, истечение финансового года не является основанием для отказа в выплате предусмотренной субсидии.
Министерство финансов в кассационной жалобе по существу подтверждает выводы судов, что денежные средства для выдачи истцу субсидии на счета Министерства образования не перечислялись. С учетом Закона N 918-ЗЗК субсидии на финансирование расходов бюджету муниципального района "Каларский район" на мероприятия по развитию общего образования являются бюджетными обязательствами Забайкальского края, в связи с чем судами правильно определен ответчик по настоящему делу - Забайкальский край в лице Министерства финансов.
Исследование и оценка доказательств осуществлена судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что часть работ, на которые должна быть выделена субсидия, принята после 31.12.2014, выводы судов не опровергает, поскольку из соглашения от 09.04.2014 N С-7-14 не следует, что субсидия должна быть выдана после принятия результатов работ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 02 августа 2016 года по делу N А78-495/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.