город Иркутск |
|
29 августа 2018 г. |
Дело N А33-8702/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Норильске Красноярского края на определение Арбитражного суда Красноярского края от 12 апреля 2018 года по делу N А33-8702/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А.),
установил:
государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Норильске Красноярского края (далее - фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной ответственностью "Ащеулов" (ИНН 2469002189, ОГРН 1122469000433, далее - общество, страхователь, ООО "Ащеулов") 41 000 рублей штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 12 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года, в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано.
Суды пришли к выводу о том, что фондом пропущен законодательно установленный шестимесячный срок для подачи заявления о взыскании штрафа, что послужило основанием для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с определением и постановлением, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, вынести новый судебный акт о принятии заявления о выдаче судебного приказа к производству.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами неправильно применены нормы материального права. В соответствии с частью 19 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности). Общество привлечено к ответственности за нарушение сроков подачи ежемесячной отчетности персонифицированного учета, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а не в порядке статей 34, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (извещение от 11.08.2018 о причинах невручения телеграммы, телефонограмма от 09.08.2018, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет"), однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Ащеулов" 26.09.2016 в представлены сведения по форме "СЗВ-М" за август 2016 года.
Фондом проведена проверка поступивших сведений, по результатам которой составлен акт от 30.08.2017 N 205S18170016442 о выявлении нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде несвоевременного представления сведений в отношении застрахованных лиц.
21.09.2017 решением фонда общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ с применением финансовой санкции (штрафа) в размере 41 000 рублей.
Страхователю направлено требование от 09.10.2017 N 205S01170419558 об уплате штрафа в срок до 19.10.2017.
В связи с неисполнением обществом требования в установленный срок, фонд 06.04.2018 обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции в размере 41 000 рублей.
Суды пришли к выводу, что поскольку пропущен срок на обращение в суд с названным заявлением, то из представленных документов усматривается наличие спора о праве, в связи с чем имеются основания для отказа в принятии заявления о выдаче судебного приказа (пункт 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского круга считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными исходя из следующего.
Суды верно применили положения пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК с учетом разъяснений, изложенных в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве".
В соответствии с частями 3, 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Абзацами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отношения, связанные с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат взысканию в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате. Ранее (до 31.12.2016) аналогичное правовое регулирование устанавливалось в статье 19 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичным образом, до 31.12.2016 процедура привлечения к ответственности в части, не урегулированной Законом N 27-ФЗ, определялись положениями Закона N 212-ФЗ, а с 01.01.2017 - статьей 17 Закона N 27-ФЗ и в части, не урегулированной данным нормативным правовым актом - положениями законодательства о налогах и сборах.
Оценив представленные доказательства, суды установили, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах представлены обществом 26.09.2016, срок на взыскание санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности сроков составления акта о выявленном нарушении, его направления, рассмотрения и принятия решения о привлечении к ответственности, вручения требования об уплате штрафа и его добровольного исполнения страхователем, к моменту обращения в суд (06.04.2018) истек, в связи с чем обоснованно отказали в принятии заявления о выдаче приказа.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что камеральные проверки проводятся контролирующими органами только в отношении деклараций или расчетов, а иные документы или сведения, которые подлежат камеральной проверке, не поименованы законодателем, а также довод о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена правовая норма, закрепляющая обязанность территориальных органов фонда проводить камеральные проверки в отношении индивидуальных сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, основаны на неправильном толковании положений указанных выше положений законодательства.
Трехлетний срок давности привлечения к ответственности в рассматриваемом случае не влияет на исчисление срока обращения в суд.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, в рассматриваемом случае применение положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (об общем сроке исковой давности) исключается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от 12 апреля 2018 года по делу N А33-8702/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что камеральные проверки проводятся контролирующими органами только в отношении деклараций или расчетов, а иные документы или сведения, которые подлежат камеральной проверке, не поименованы законодателем, а также довод о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена правовая норма, закрепляющая обязанность территориальных органов фонда проводить камеральные проверки в отношении индивидуальных сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, основаны на неправильном толковании положений указанных выше положений законодательства.
Трехлетний срок давности привлечения к ответственности в рассматриваемом случае не влияет на исчисление срока обращения в суд.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, в рассматриваемом случае применение положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (об общем сроке исковой давности) исключается."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 августа 2018 г. N Ф02-4219/18 по делу N А33-8702/2018